Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
§ 2. О сущности и существовании человека
Душа, дух, духовный мир
Внутренний мир человека является непосредственным созиданием самого себя самотворенням. В таком живом акте нет заслона между субъектом и объектом, и поэтому он не содержательный, а формальный. Формальная (предельная) структура бытия человека охватывает душу, дух и духовность.
Собственно формальная структура и является духовностью как таковой. Однако сначала про дух и душу.
Дух - это потенциал творческой активности человека, творческое обращение к себе в пределах сущности человека, источник самоопределения себя как личности. Дух - сила, мощь деяния, он вездесущ, однако выступает в двух формах: субъективной и объективной, что требует рассматривать дух как субстанцию и дух как акциденцію.
Дух как субстанция представлен в мировоззрении спиритуалист. Спиритуализм, от лат. «spiritus» - «дух», рассматривает дух первоосновой действительности и понимает его бестелесной субстанцией, не зависит от материи. Дух как субстанция признает только трансцендентное Я, видит истинное бытие человека в неприкосновенном Я и на место живого Я ставит сверхчеловеческую личность. Спиритуалисты переносят всеобщий опыт (сферу Другого) на себя, культивируют личность и, предлагая доминанту собственного Я, объективно лишают внутренней силы других людей. Дух как субстанция обособленный, осмысленный буквально. Это фантом или явление, не имеющее рационального объяснения. Сказанное наводит на размышления, что мысли творятся человеческой психикой (астральной энергией), а дух галюцинує выражением самосозидания. Спиритуалисты пытаются преодолеть обычное (природное) в человеке и подпитывают силу собственного духа необычным (сверхъестественным). Путая единичное жизнь с единственным, дух как субстанция опредметнивает дух, перемещает (подменяет) внутренний мир на внешний и, приспосабливая Другое себе, стремится к самореализации уединенным, церемонним образом.
Дух как акциденція представлен в феноменологии духа. Срок феноменология происходит от сочетания греческих слов «феномен» и «логос», что переводится как «то, что появляется» и «учение», «слово», «мысль», и обозначает размышления о явлении. Феноменология духа связана с работой Гегеля «Феноменология духа», в которой прослеживается развитие сознания от «чувственной достоверности» до «абсолютного знания».
Если спиритуалисты говорят о духе в себе и предлагают человеку непростой (сложный) путь самоопределения себя как личности, то феноменология говорит о дух при другом и снова предлагает сложный, можно сказать, составленный путь самосозидания, за то, что дух является структурной составляющей, логической абстракцией самосозидания. Если дух как субстанция исключает (отталкивает) других и является, так сказать, нечувствительным созиданием себя и мира, то дух как акциденція, пытаясь все делать ради Другого, останавливается на собственном Я. Видя в безусловном серию явлений, объединенных внешним порядком времени, дух в субъективной форме, детализируя переживания собственного Я, имеет «неблагодарную манеру», ведь на самом деле отвергает (покидает) источник своего бытия, сходит с основания и презирает реальную индивидуальность. Через это всегда оказывается как зависимая, статическая сфера, которая требует носителя и является навязчивой.
И дух как субстанция, и дух как акциденція сами себя лишают истинной основания и в поиске надлежащего сводят сверхчувственное к ст-ного, что сопровождается впадением в дурную бесконечность. Дух как таковой воплощается в момент нашего создания (движения) в пределах бытия.
Дух движется не односторонне. Не от чувственного к сверхчувственного или от сверхчувственного к чувственному, а во всех направлениях одновременно. И хоть наше творчество извне кажется причиной духа, на самом деле он сам себя воплощает через нашу внутреннюю деятельность. Аристотель говорил, что первое «по природе» является поздним для нас. Возникая в результате, дух является причиной самого себя, а наше творчество - необходимость чистого Я. Итак, дух являет себя там, где есть усилие человеческой мысли и именно усилия нашей мысли свидетельствует о причастности человека к духу. Дух - не отвержение человеком своих предметных проявлений и не зацикленность на себе - неприкасаемому, не детализация своих предметных переживаний и не культивирование абсолютного, а смелый, решительный поворот взгляда от предметного к абсолютному. Дух - не пренебрежительное отношение к природной, а не игнорирование него (вынесение вне себя) через сосредоточенность на духовном.
Душа - индивидуальная своеобразие внутреннего мира человека. Это вглядывание человеком в должное, ее обеспокоенность духовным. Душа происходит от лат. «anima», что обозначает особое нематериальное начало, независимое от тела. Греческий перевод «психе» обозначает сущность, что способна к оживотворення и познания.
Если дух стремится к безусловному и поэтому бесконечно движется собственно переживанием за абсолютное, то душа направлена к имманентного, ближнего и есть «спалахливою». Дух как реальная (неумолимая) всеединство не совпадает с душой, которая срединная, снисходительна и подвержена расстройству и противоречий. Гераклит считал, что «границы души не найти, даже опираясь на все пути - настолько глубокая есть ее основа». Это свидетельствует не об отсутствии пределы души, а о ее противоречивую и вместе с тем страстную границу, которая провоцирует разграничения и выбор. Если дух свободен, невозможен и в этом смысле «гарантийный», то душа вольготная, возможна. Душа не указывает человеку меру познания себя и мира, а скорее размывает ее. Она является «центром», «мостиком» и пытается соединить то, что в принципе является неделимым. Не следует думать, что душа негативная структура бытия человека. Душа слабая и поэтому вызывает сбои во внутреннем мире человека. Однако сила человека в его слабости. Душа импульсивная и одновременно пульсация души рождает желание познать себя и мир, выделяет человека из массы и привлекает ее к должному. Душа - свидетель умение человека выбирать добро, прекрасное, благо и бороться против зла.
Часто в философской традиции «ячейкой» души считали сердце. Это наводит на мысль, что вечные причины духовности следует искать «внутри» человека, а не над человеком. Известной является философия сердца, представлена в украинский традиции, в частности в творчестве П. Юркевича. Аристотель считал, что душа - внутренняя оформленность живого существа. Для представителей Возрождения душа - «орган» спасение человека. Экзистенциалисты заменяют душу понятием «экзистенция». Психологическое знание понимает душу как «психику». Все попытки заменить душу другим понятием или акты сохранение уникального смысла души делают ее особым моментом человеческого бытия, желанием человека реализовать идеально уложенное через критическое осознание. Душа - это радушие встречи, воплощение духа средствами языка, реакция на абсолютно спонтанное и критерий того, что люди не одинаковы и по-разному познают себя. Когда душа радуется - это ощущение внутреннего мира, что дух рядом, когда душа болит, тогда непосредственное переживание прошло, ушло прочь, став причиной сожаления. И дух, и душа неотъемлемые составляющие духовного мира человека.
Духовность - это основание человека и мира, единственное, проводник, отмечает способность человека к созиданию себя и мира. Духовность можно назвать «ничейным местом», ведь она не задана как предмет, а получается где-то в бытие. Отсутствие ее места условна, поскольку духовность является особым (постоянным) переходом из «Ничто» во «Все» и «Все» в «Ничто», открыта всегда и каждому без исключения. В таком смысле духовность есть и поэтому не поддается локализации. Духовность соизмеримая с собой и воплощается сразу и везде, где есть основания ее символического явления. Как точка совпадения (предел) духа и души духовность обнаруживает полноту попадания, окончательное наступания человека личностью. Необходимость духовности не демонстрирует высшего ранга внутреннего мира человека, а проясняет принадлежность себя, обязательность для человека быть пройнятою собой. Будучи символической структурой, духовность является прохождением сквозь человека живого чувства вечности и несет через себя момент не преодоление безусловного.
В духовности человек самоочищающаяся, самовосстанавливающаяся, творит и живет с чувством необходимости и соответствия внутреннего мира к закону бытия. Укрепляя в себе полную смену, самоотречение, духовность способствует пересмотру своего Я и неожиданно наполняет человека неуязвимым, предельным. Духовность открывает невідчужену человека, свободного в своем устремлении к бытию и совершенную в своем отношении к другому. Расставляя все по местам, духовность определяет предпочтение, завершенность положение человека постоянно (с любого момента) переживать невозможно, то есть начинать творения мира из себя не «замахиваясь», а опираясь на более в себе и так творить себя. Это не схематичное, а последовательное самоопределение человека как морального существа.
Следовательно, духовность утверждает самобуттєву, самодостаточного человека, то есть человека - личность. Именно духовность является совпадением духа и души, балансированием на грани абсолютного - относительного (Сартр), свободой человека, реализацией должного опыта правильности человеческого вопрошания о божественном и божественного запроса о человеческое (Бердяев).