Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

§ 2. О сущности и существовании человека

Человек и личность

Акт самосозидания, который делает человека личностью, - это не ряд оперативных, таинственных характеристик, которые возвышают человека в ранг исключительной существа, а просякнутість живым чувством необъятного, что представляет человека непонятным существом. Личность, с лат. «persona», обозначающего в европейской культуре человека, выполняющего определенную роль в отношении других лиц, а согласно христианской традиции, человека как образ Божий, свободную, разумную существо, что имеет источник своего существования не в себе, а в Боге. Согласно нормативному определению личность - аспект внутреннего мира человека, что характеризуется уникальностью и открытостью. В современной антропологии выделяют два базовых типа определение личности: персоналистический подход и імперсоналістичний. Первый склонен усматривать, что личность человека состоит в свободе, что нет укорененности в ее природе. Персоналісти считают, что человек есть нечто уникальное, что проявляется в творческом бытии. Получается, что не каждый человек личность. Второй подход утверждает, что личность - отражение общественной жизни, или совокупность всех общественных отношений (Маркс), или индивидуальное бытие общественных отношений (Дюркгейм). Імперсоналісти считают, что каждый человек - личность с вынесенным вне себя источником существования. Частная жизнь становится несущественным.

Точное понимание личности возможно через описание соотношений индивида - индивидуальности - личности.

Индивид (индивидуум) - это отдельный человек, часть природы, общества. Определяющим для индивида является телесно-натуралистическое начало. Индивид является «частью вида» (Бердяев) и осуществляет себя лишь как родовое существо. Он никогда не говорит от себя и есть «тілоподібним» (Лосев). Потому индивида, через принадлежность массовом сознании, можно определить как обычное существо.

 

Индивидуальность - понятие, в котором фиксируется индивидуально-субъективное, внутреннее состояние человека. Индивидуальность - это прежде всего то, что отличает одного человека от другого изнутри. Это явление души, «зародыш бесконечности» (Ляйбніц). Через недовольство собой как частью мира возникает потребность выйти за пределы ограниченного, эмпирического мира в мир вечности, и так рождается индивидуальность. Человек как индивидуальность оказывается между земным и надземным, телесным и духовным и определяется как чувство размежевания, конфронтации, а вместе с тем как феномен одиночества. Это дает возможность утверждать, что человек в пределах индивидуальности - трагическое существо. Трагическое возвышает человека над общим, родовым, объективирован миром и проясняет ее мужество (Ибсен).

Личность - прежде всего наделяет человека духовной сущностью. Личность не переменный поиск своих устоев, а заранее установленное деяние на собственном основании, высокое качество человека, в которой отражается образ и подобие божие (Мень). Личность формируется сразу, полностью, без содержательных измерений человека, поэтому ее невозможно сравнивать, подменять. Точно говоря, личность не воспитывают другие люди, в ней есть самоопределение и самовозрастания (Бердяев). Способность упорядочивать мир (творить его) имеющаяся в человеке сама собой.

Из-за того, что личности невозможно научить не следует, что изначальная сущность человека обманчива, агрессивная или наглая. Человек просто сам умеет быть личностью, полноценным существом, которая является разумной, ибо познает мир не хаотично, не инстинктивно, а на основании абсолютного закона, то есть связывая привычное с непривычным естественно, непосредственно. Опора на абсолютное в себе дает способность осмысливать то, что происходит должным образом, то есть так, как способен только человек - автономно, от себя, а значит, морально. Это подтверждает позитивность, благотворительность устремлений человека, которая на определенных этапах становления действует активно, бессознательно, аляповато, однако постоянно освобождается от своего явного, условного поиска и меняет мир абсолютно.

Бытие личности отражает не только уникальность, а еще и предназначении человека, ее смысл, трансцендентальный горизонт. Утверждению личности является прорыв причинно-следственной связи обычного мира. Личность, как «внесение в мир новизны» (Бердяев) на основании эстетического чувства бесконечности преодолевает состояние трагичности и получается в структуру прекрасного, благотворительного. В такой способ выполняет божественное предназначение и действует как помазанник Божий, реализует бессмертную дело. Личность определяет человека как прекрасную, вселенсько-уравновешенную, благотворительную существо.

Личность - это символ тайны человеческой сущности. Личность никогда не является результатом творческих способностей человека, она является условием, пространством добычей смысла, попыткой не потерять себя, «сбыться» (Табачковський), суметь быть собой. Личность - это своеобразное место для надлежащего хранения, могучего для преемников без признаков, намеков, меток на местонахождение главного сокровища человека. Поэтому личность не дается и не приходит по зову души, она завоевывается непрерывным и однородным стремлением отдавать себя Другому и так творить себя, как мировую реальность.

Личность, не имея отношения к поглощению, безальтернативно направляет человека на дух и, возлагая ее против существующего мира, соединяет с Высшим миром. Это, с одной стороны, вращает человека не протывсих, а лицом ко всем, а с другой - освобождает человека от суетности, пустоты, делая «все» ее первичным ценностным ориентиром. Сказанное сигнализирует о внутреннем мире личности, то ее образ, как завершенный и самобытный опыт (лик), преодолеть который невозможно через собственную само-достаточность, креативность через последовательное отнесение в будущее.