РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема 2.
МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ
УРОК 97. Биосоциальное природа
личности. Сознание
Образовательная цель: сформировать понятие о
психические процессы, лежащие в основе познания человеком окружающего мира, о
физиологические основы сознания.
Основные понятия и термины:
сознание, внимание, ощущение, восприятие, память.
Оборудование: муляж головного мозга
человека.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Проверка домашнего задания.
(Тесты).
И вариант
I уровень
1. Мыслительное объединение предметов и
явлений по их общим и существенным признакам называют:
а) сравнения;
б) анализом;
в) обобщением;
г) синтезом;
д) причинно-следственной связью.
2. Выясните, что назвал І.Павлов
«сигналом сигналов»:
а) зрительное восприятие;
б) слово;
в) тактильное ощущение;
г) интуицию;
д) феромоны.
II уровень
1. Укажите, в каком участке коры
головного мозга размещен центр языковой артикуляции (центр Брока) в большинстве
людей:
а) левой височной;
б) правой затылочной;
в) обеих теменных долях;
г) левый лобной доле;
д) правой височной доле;
е) правой лобной доле.
III уровень
1. Укажите, какую роль играет вторая
сигнальная система:
а) обобщает сигналы первой
сигнальной системы;
б) создает возможность
абстрактного мышления;
в) обеспечивает эффективную передачу
информации;
г) позволяет обозначать сложные
взаимосвязи между предметами и явлениями.
IV уровень
1. Расположите звенья рефлекторной
дуги соответственно к направлению прохождения импульса;
а) эффектор;
б) еферентний нейрон;
в) аферентний нейрон;
г) рецептор;
д) участок центральной нервной
системы.
II вариант
I уровень
1. Выясните, из какого количества звеньев
состоит рефлекторная дуга:
а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 5;
д) 6.
2. Язык является:
а) примером биологического ритма;
б) средством сохранения информации;
в) начальным процессом
запоминания;
г) способом передачи информации;
д) процессом индивидуального
развития.
II уровень
1. Укажите, в каком участке коры
головного мозга размещен центр анализа звуковой речи (центр Верника)
большинства людей:
а) левой височной доле;
б) правой затылочной доле;
в) левой лобной доле;
г) правой височной доле;
д) левой затылочной доле;
е) правой лобной доле.
III уровень
1. Определите, какие раздражители относятся
к другосигнальних:
а) надпись;
б) иероглиф;
в) слово;
г) образ;
д) звук.
IV уровень
Расположите по порядку элементы,
необходимые для выработки условного рефлекса:
а) индифферентный раздражитель;
б) реакция в ответ;
в) безусловный раздражитель;
г) подкрепление.
II. Актуализация опорных знаний
учащихся.
1. Животные - биологические существа, а
человек - биосоциальное. Почему?
2. Какие психические процессы лежат в
основе познания человеком окружающего мира?
3. Что такое сознание,
напівсвідомість?
4. Чем объяснить существование
неосознанных форм высшей нервной деятельности человека?
III. Изучение нового материала.
1. Психические процессы, лежащие в
основе познания человеком окружающего мира. (Рассказ учителя с элементами
беседы с составлением схемы).
2. Сознание как отношение человека к
окружающего мира. Критерии сознания. (Рассказ учителя с элементами
беседы. Самостоятельная работа учащихся с учебниками).
Ученики записывают критерии сознания:
а)
б)
в)
г)
д)
3. Физиологические основы сознания.
Роль полушарий головного мозга в процессах сознания. (Рассказ учителя).
4. Основные формы сознания.
(Рассказ учителя с элементами беседы, составление схемы).
5. Физиологические основы
подсознания. (Беседа с учащимися).
6. Неосознанные формы высшего
нервной деятельности. (Рассказ учителя с элементами беседы).
IV. Закрепление знаний учащихся.
1. Проанализируйте поведение осы
амофіли, которая выполняет следующие действия:
а) строит норку;
б) затягивает парализованную гусеницу к
норки;
в) откладывает яйца;
г) маскирует вход в норку.
Поведение осы сознательная, подсознательная или
бессознательная? Почему? Обоснуйте.
2. Из наблюдений ученых известно, что
в определенных случаях неосознанные сигналы, если они по крайней мере один раз совпали
с сильными негативными эмоциями, могут через некоторое время вызвать непояснювальні,
беспричинные волнения. Это: а) сознательное; б) бессознательное; в) подсознательное. Почему
возникало волнение? Ответ обоснуйте.
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.
Проанализируйте свое поведение,
сделайте вывод, чего в вашем поведении больше - сознательного, бессознательного или
подсознательного?
Сознательное
|
Бессознательное
|
Подсознательное
|
|
|
|
Вывод: в заключении указать, чем,
по вашему мнению, необходимо вам корректировать свое поведение.