Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Тема 2. МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ

 

УРОК 97. Биосоциальное природа личности. Сознание

 

Образовательная цель: сформировать понятие о психические процессы, лежащие в основе познания человеком окружающего мира, о физиологические основы сознания.

Основные понятия и термины: сознание, внимание, ощущение, восприятие, память.

Оборудование: муляж головного мозга человека.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Проверка домашнего задания. (Тесты).

И вариант

I уровень

1. Мыслительное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам называют:

а) сравнения;

б) анализом;

в) обобщением;

г) синтезом;

д) причинно-следственной связью.

2. Выясните, что назвал І.Павлов «сигналом сигналов»:

а) зрительное восприятие;

б) слово;

в) тактильное ощущение;

г) интуицию;

д) феромоны.

II уровень

1. Укажите, в каком участке коры головного мозга размещен центр языковой артикуляции (центр Брока) в большинстве людей:

а) левой височной;

б) правой затылочной;

в) обеих теменных долях;

г) левый лобной доле;

д) правой височной доле;

е) правой лобной доле.

III уровень

1. Укажите, какую роль играет вторая сигнальная система:

а) обобщает сигналы первой сигнальной системы;

б) создает возможность абстрактного мышления;

в) обеспечивает эффективную передачу информации;

г) позволяет обозначать сложные взаимосвязи между предметами и явлениями.

IV уровень

1. Расположите звенья рефлекторной дуги соответственно к направлению прохождения импульса;

а) эффектор;

б) еферентний нейрон;

в) аферентний нейрон;

г) рецептор;

д) участок центральной нервной системы.

 

II вариант

I уровень

1. Выясните, из какого количества звеньев состоит рефлекторная дуга:

а) 2;

б) 3;

в) 4;

г) 5;

д) 6.

2. Язык является:

а) примером биологического ритма;

б) средством сохранения информации;

в) начальным процессом запоминания;

г) способом передачи информации;

д) процессом индивидуального развития.

II уровень

1. Укажите, в каком участке коры головного мозга размещен центр анализа звуковой речи (центр Верника) большинства людей:

а) левой височной доле;

б) правой затылочной доле;

в) левой лобной доле;

г) правой височной доле;

д) левой затылочной доле;

е) правой лобной доле.

III уровень

1. Определите, какие раздражители относятся к другосигнальних:

а) надпись;

б) иероглиф;

в) слово;

г) образ;

д) звук.

IV уровень

Расположите по порядку элементы, необходимые для выработки условного рефлекса:

а) индифферентный раздражитель;

б) реакция в ответ;

в) безусловный раздражитель;

г) подкрепление.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Животные - биологические существа, а человек - биосоциальное. Почему?

2. Какие психические процессы лежат в основе познания человеком окружающего мира?

3. Что такое сознание, напівсвідомість?

4. Чем объяснить существование неосознанных форм высшей нервной деятельности человека?

III. Изучение нового материала.

1. Психические процессы, лежащие в основе познания человеком окружающего мира. (Рассказ учителя с элементами беседы с составлением схемы).

 

 

2. Сознание как отношение человека к окружающего мира. Критерии сознания. (Рассказ учителя с элементами беседы. Самостоятельная работа учащихся с учебниками).

Ученики записывают критерии сознания:

а)

б)

в)

г)

д)

3. Физиологические основы сознания. Роль полушарий головного мозга в процессах сознания. (Рассказ учителя).

4. Основные формы сознания. (Рассказ учителя с элементами беседы, составление схемы).

 

 

5. Физиологические основы подсознания. (Беседа с учащимися).

6. Неосознанные формы высшего нервной деятельности. (Рассказ учителя с элементами беседы).

IV. Закрепление знаний учащихся.

1. Проанализируйте поведение осы амофіли, которая выполняет следующие действия:

а) строит норку;

б) затягивает парализованную гусеницу к норки;

в) откладывает яйца;

г) маскирует вход в норку.

Поведение осы сознательная, подсознательная или бессознательная? Почему? Обоснуйте.

2. Из наблюдений ученых известно, что в определенных случаях неосознанные сигналы, если они по крайней мере один раз совпали с сильными негативными эмоциями, могут через некоторое время вызвать непояснювальні, беспричинные волнения. Это: а) сознательное; б) бессознательное; в) подсознательное. Почему возникало волнение? Ответ обоснуйте.

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.

Проанализируйте свое поведение, сделайте вывод, чего в вашем поведении больше - сознательного, бессознательного или подсознательного?

 

Сознательное

Бессознательное

Подсознательное

 

 

 

 

Вывод: в заключении указать, чем, по вашему мнению, необходимо вам корректировать свое поведение.