Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
§ 2. О сущности и существовании человека
Сущность как данность или душа
Лучшее понимание сущности человека возможно через осмысление сущности как данности и сущности как души. Первое понимает сущность как запрограммированность человеческой специфики, второе сводит особенное в человеке к психической эмоции, порыва. Оба объяснения дают искаженное представление о сущности человека.
Сущность как данность рассматривает сущность как объект и растолковывает внутренний мир человека таким, какой он застает уже в «готовом», «приобретенном» виде. Подобное понимание смешивает свободу человека с фактом, что, в свою очередь, приводит к размножению (растление) сущности.
Факт от лат. «factum» - «сделанное», «то, что произошло», обозначает сделано, твердо установленное знание, данное в опыте, служащее заключением, проверкой определенного зародыше. Итак, сущность как данность склонна видеть человека искусственной реальностью, особым механизмом, «детали» которого конкретизированы, обустроенные и не зависят от свідомісного усилия.
Сведя специфически человеческое к набору определенных особых черт, сущность как данность закрепляет одиночество, ограниченность человека и заставляет ее подчиняться установленному. При таких условиях возможности человека что-то определенно менять в мире воспринимаются как абсолютно без-уме попытки. Сущность - подачи не предусматривает формы самоопределения личности и ее непосредственных актов самореализации.
Ограничив сущность факту, человек думает, что личностные усилия служат ей на благо, и активно использует ресурсы внутреннего мира. Она является деятелем. Поскольку специфика человека в отсутствии специфики, не в прошлом (в том, что произошло), а в настоящем (в том, что происходит), фаталистическое отношение к действительности приводит к стереотипам, сопровождается разочарованием, изоляцией и результативно несет опустошение.
Сущность как душа рассматривает сущность как субъект и растолковывает внутренний мир человека как зыбкий, изменчивый и случайный (беспричинный). Отвергая механистический взгляд на мир, сущность как душа изображает человека прихотливой реальностью: в вспышках и угасании, везении и бесталанные, остроумия, и всегда выдает желаемое в человеке за действительное. Такое понимание уподобляет человека с безусловным, сравнивая ее с божественным.
Сведя специфически человеческое до допустимого, изобретательного, сущность как душа лишает особенное в человеке самопричини и догматизує ее внутренний мир. Это автоматически приводит к сомнению в собственных личностных способностях, до комплексов и чувство нереализованности. Представляя личностное усилие как несостоятельное, человек склоняется к мысли, что от нее ничего не зависит, и превращается в марионетку. В то же время стоит отметить, что душевное отношение демон-струє человеческую способность, как общаться. Проявляя себя нелепо, человек вступает в диалог и таким способом имеет возможность испытать и выяснить исключительность собственного мира.
Если человек ограничивает сущность душой, то свідомісні способности она трактует как проблему и пытается решить вопрос внутреннего мира, одновременно отвлекая себя от его силы и могущества. Воспринимая собственно человеческое как головоломку, ребус, человек рассудительно (легкодумно) относится к окружающему, часто осознавая себя лишней.
Если сущность как данность тормозит развитие человека до уровня личности, то сущность как душа форсирует его. Фактическое отношение к внутреннему миру приводит к остановке (отмирание) человечности, а поступливе (беспринципное) - сопровождается феерическим ставлен-нием к миру. Одномерные представления человеческого в человеке как привычного мира, который легко предсказать и объяснить, как чудаковатого мира, который не поддается пониманию, вытекают через непоследовательное осознание сущности человека и замыкаются в порочном кругу. Сущность как данность и сущность как душа порождают ощущение несоответствия и блокируют творческие способности человека.