Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 7

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Владимир Шинкарук

(1928-2002)

«Для создания «разумного» общественного уст рою надо привести все общественные отношения в соответствие с природы человека»



Доктор философских наук, профессор, академик НАН Украины Владимир Шинкарук родился в живописном селе Гайворон Володарского района Киевской области в семье служащего. С 1935 по 1941 г. учился в Гайворонской, а потом в Володарской средней школе. С началом войны в июле 1941 года семья эвакуировалась в Воронежской, а затем в Челябинской области. В эвакуации юноша закончил 9-й класс общеобразовательной средней школы, а с возвратом к с. Гайворон - полную среднюю школу и поступил на философский факультет Киевского университета им. Т. Г. Шевченко.

С 1950 по 1951 г. учился на курсах подготовки преподавателей общественных наук при этом же университете, а после их окончания до 1968 года работал в нем на должностях ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора, декана философского факультета (с 1965 г.), заведующего кафедрой этики, эстетики и логики.

В 1954 году В. Шинкарук защитил кандидатскую диссертацию, а в 1964 году - докторскую по книге «Диалектика, логика и теория познания Гегеля». В июле 1968 года был принят на работу в АН УССР на должность директора Института философии, где работал до смерти. Одновременно с 1969 года. Шинкарук был главным редактором журнала «Философская мысль». Журнал публиковал актуальные в научном плане проблемные статьи украинских и зарубежных философов, в частности, В. Горского, М. Дученка, П. Дишлевого, В. Иванова, С. Крымского, В. Куценко, Г. Тарасенко и других по проблемам истории философии, гносеологии, философских вопросов естествознания, развития научно-технической революции, проблематики, формирования личности, духовной культуры общества.

В 1969 году В. Шинкарук был избран членом - корреспондентом АН УССР, в 1978 году - академиком АН УССР. Его заслуги признавались и на «союзном уровне»: в 1981 году В. Шинкарук единогласно избирается членом - корреспондентом АН СССР.

С 1972 до 1978 г. В. Шинкарук был вице-президентом философского общества СССР, председателем правления Украинского отделения. С 1984 года - председатель правления общества «Знание» УССР, его президент, член президиума правления Всесоюзного общества «Знание». В 1985 году В. Шинкарук был избран депутатом Верховной Рады УССР, в 1989 году - народным депутатом СССР, где работал в нескольких депутатских комиссиях.

В. И. Шинкарук - выдающийся украинский философ, исследователь в области истории философии, теории диалектики, проблемы мировоззрения, теории гуманизма, основатель нового научного направления в Украине философских проблем человека. Ему принадлежит более 350 научных трудов, в том числе 3 фундаментальные монографии, он является редактором и автором более 20 коллективных монографий. Ряд его работ изданы за рубежом на немецком, английском, китайском языках. Им подготовлено 7 докторов и 22 кандидата наук. Как директор Института философии, В. Шинкарук направлял коллектив на разработку актуальных проблем философской науки.

За годы независимости Украины изменил характер работы института в соответствии с мирового уровня и современной структуры философского знания. В институте расширился фронт научных исследований, улучшена их тематическая направленность, внедрен ряд новых философских направлений.

Под руководством В. И. ІІІинкарука в 1990-1991 гг. Общество «Знание» УССР было реорганизовано в Общество « Знание» Украины, как независимого государства - с новым уставом, с изменением форм идейного содержания деятельности. Им разработана масштабная программа деятельности Общества в новых условиях - «Интеллектуальный потенциал нации как основа реального прогресса в Украине », осуществляется большая работа по повышению эффективности информационно-просветительской работы региональных организаций Общества.

В фундаментальных монографических исследований. И. Шинкарука относятся: «Логика, диалектика и теория познания Гегеля», «Теория познания, логика и диалектика И. Канта», «Единство диалектики, логики и теории познания».

В. Шинкарук был діалектиком и материалистом, развивал диалектику как универсальный метод познания мира. Он был горячим сторонником «реального гуманизма», парадоксы воплощения которого в практику «развитого социализма» горько переживал как свою собственную жизненную неудачу. Более всего философ уважал человека, решение проблемы которой рассматривал как основная задача любой философской системы. Десятки, а может и сотни страниц философских текстов В. Шинкарука посвященные духовности человека, формированию научного мировоззрения, высокой нравственной позиции.

Под руководством В. И. Шинкарука и при его непосредственном участии вышли в свет 2 тома «Истории философии на Украине», где освещено развитие украинской философской мысли от древнейших времен до современности, книга «Философия Г. Сковороды», где дается новая трактовка философско-гуманистических взглядов Г. Сковороды. Под редакцией В. И. Шинкарука и при его участии подготовлено украинского издания «Философского словаря», где впервые в отечественной энциклопедической литературе осуществлена разработка русскоязычной философской терминологии, раскрыто содержание основных философских понятий.

В. И. Шинкарук награжден многими государственными орденами и медалями. Он является лауреатом Государственной премии Украины в области науки и техники, а также лауреатом премии НАН Украины им. Мануильского.

Умер В. Шинкарук в 2002 г.

Его называют «крестным отцом», патриархом современной украинской философии. Влияние В. Шинкарука на философское, культурное, духовное жизни украинского общества в целом во второй половине века является безоговорочным. Неординарные основательные исследования мировоззренческого содержания диалектики и категоріальної структуры мировоззрения дали возможность В. Шинкаруку «центрировать» всю многомерность предмета философии к проблеме человека, его сущностных сил и способностей, духовного мира личности, положили начало исследованию философии как формы духовно-практической самореализации человека в мире ее жизнедеятельности, «как живую душу культуры».

Одним из первых В. Шинкарук выдвинул и развил тезис о регулятивные функции духовных чувств, духовного вообще в человеческом мироощущении. Исследовал особенности мировоззренческих форм восприятия будущего, таких как мечта, вера, надежда. Анализируя специфику мировоззренческого обобщения и идеализации действительности, он обстоятельно показал глубокий диалектическая взаимосвязь мировоззренческого идеала с таким духовным чувством, как любовь. Существенным является вклад В. И. Шинкарука в раскрытие гносеологического и социокультурного содержания категории веры, соотношение веры, святости и других духовных регулятивов человеческой жизнедеятельности. Все это в огромной степени актуализирует значимость теоретического наследия В. И. Шинкарука именно сегодня.

Не афишируя свое жизненное кредо, В. Шинкарук жил и творил по принципу: «Работать, работать... умрем, тогда отдохнем» . Обладая большими организаторскими способностями, умением объединить коллектив для достижения общественно значимых целей, В. И. Шинкарук заражал своей творческой незаспокоєністю и увлеченностью своих коллег, упорно и целенаправленно убеждал в необходимости утверждать гуманистический пафос новой философской идеи, которая была осмыслена и принята далеко не всеми не только среди профессионалов - философов, но и соответствующих управленческих структур, чиновников.

Будучи яркой и одновременно очень простым и скромным человеком, В. И. Шинкарук своим научным и жизненным примером утверждал веру, надежду и любовь как сущностные измерения человека, гуманистический пафос философии добра и справедливости.