Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 7

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Поль Гікер

(Рожд. 1913)

«Исторический синтез существует только потому, что история от самого начала является анализом, а не эмоциональным всплеском событий»



Современный французский философ, автор знаменитого исследования «История и истины», почетный доктор более чем тридцати университетов мира, П. Рикер вошел в историю философской мысли как представитель религиозной феноменологической герменевтики. Образование будущий философ получил в университете Ренна и Сорбонне. Он работал профессором ряда университетов Европы и США, в частности, в Страсбурге, Пантере, Париже, Чикаго. Был главным редактором журналов «Espirit» и «Christianism social».

Задачу своей философской творчества П. Рикер видел в создании интегральной концепции человека XX века с учетом того вклада, который осуществили в ней «философия жизни», феноменология, экзистенциализм, персонализм, психоанализ и другие направления.

Творчество П. Рикера - это попытка синтеза религиозной феноменологии и экзистенциализма. При этом философ обращается как к признанных имен и их философских трудов, так и до тех интеллектуалов - новаторов, которые создали неповторимую атмосферу новейшего философского поиска Франции второй половины и последней трети XX века. Среди его ближайших коллег и учителей следует назвать имена Ж. Набера, Е. Вейл, Же. Ипполита, Ж.-М. Доменака, Же. Валя, Г. Мерло-Понти, Г. Арона, Г. Марселя и др. Своими непосредственными учителями П. Рикер считает Е. Гуссерля, Г. Марселя и К. Ясперса.

Первые труды философа были посвящены анализу философских произведений Г. Марселя и К. Ясперса. П. Рикер переводит Гуссерля, публикует такие произведения, как «История и истины», «Философия свободы», «Сам как Другой», «Частая Рассказы», «Конфликт интерпретаций», «Живая метафора» и др.

Как философ, П. Рикер начинает с позиций французского персонализма. Исходя из того, что наиболее фундаментальным понятием философии является понятие личности, он доказывает, что именно личность является местом рождения значений, дающих начало культурным смыслам, и что философия должна проработать метод анализа человеческой субъективности как творческой силы мировой культуры. Философ пытается найти связь между прошлым, современным и будущим, описать эту ситуацию как целостность. Ключ проникновения в нее он видит в «археологию» субъекта, его укорененности в бытии, «телеологии» движения в будущее.

Философ основательно прорабатывает учение Гуссерля о «жизненном мире», онтологию М. Хайдеггера и особенно психоанализ З. Фрейда, понимает его как герменевтику, направленную на постижение первобытных импульсов человеческого «Я» через сублимацию в культуре. Пределом для регрессионного анализа движения П. Рикер устанавливает «восходящую волю», связанную с переживанием и осознанием возможности не-бытия, что дает ему основания классифицировать свою феноменологию как онтологическую, направленную на изучение человеческого существования.

П. Рикер известен и как основатель прогрессивно-регрессивного метода познания, что позволяет осмыслить явление в единстве трех временных измерений: прошлого, настоящего и будущего.

Прогрессивный анализ имеет дело с «профессией» человеческого духа, где источник смысла размещается не за субъектом, как это имеет место в «археологии», а перед ним, т.е. в будущем. Составляющими прогрессивного метода, по П. Рикером, является феноменология Духа, направленная на раскрытие телеологии человеческой субъективности, феноменология религии, удостоверяющего (характеризует стремление человека к святому, духовному. Таким образом, философ доказывает, что любое явление имеет свое прошлое, укоренившееся в индивидуальном желании быть и способе его удовлетворения. Одновременно в нем воплощено и перспективное движение человеческой субъективности к святости, существования человека в истории как таковой. Считая (вслед за Фрейдом), что исходным условием человеческого опыта является языковой характер (восприятие, желание, воображение и т.д.). Рикер подчеркивает символическом смысле культурного творчества, лібідна цель которой замещается целью идеальной. Последнее выводит человека из сферы биологии в сферу культурных значений.

При этом, под символом Рикер понимает любую структуру сменяющих друг друга значений, воплощенных в языке, которая с в этом смысле вторичным пониманием реальности. Сфера высказываний (человеческая речь) имеет двойной смысл. Именно он и является полем герменевтики. Сущность и задачи интерпретации как раз и заключается в выявлении, дешифровке скрытого смысла, в выявлении скрытого смыслового уровня. Вторичность языка не означает ее неполноценность. П. Рикер подчеркивает, что язык является тем единственным средством, с помощью которого человек создает «второй свет», то есть культуру в истинном понимании этого исторического явления.

Современное состояние культуры, в котором господствует религиозный скептицизм, по мнению Рикера, отдаляет нас от полноты символов. Но с другой стороны, этот культурный вакуум порождает стремление восстановить целостность языка. Та же эпоха, «опустошает» язык, создает и средства возрождения ее полноты. Это вырождение провозглашается Рикером под знаком совершенствования разнообразие символов великих культур прошлого, но с намерением остаться в рамках рационалистических традиций философии.

По мнению Рикера, именно тот способ, которым конкретные гуманитарные науки трактуют проблему человека, и является той реальностью, которая заслуживает доверие. Конечно, существующая сама по себе любая гуманитарная наука еще не является философией, потому для решения специфически философских задач рефлективного анализа пригодны только те ветви гуманитарного знания, для которых удастся найти способ герменевтичного толкования. Только после такого выделения в той или иной теории ее герменевтичного подтекста открывается возможность построения философской теории.

Главная цель философа Рикера - это создание условий примирения человека с собой, со своим телом и миром. Важное место он предоставляет проблемам культурно-исторического бытия человека. Явления социокультурного плана Рикер пытается объяснить как конфликт глубинного, антропологического порядка, которые укоренены в чувства и страсти, которые он трактует как «затемненные», «перевернутые чувства», возникающие в сфере отношений между людьми.

В последние годы П. Рикер занимается анализом целостных культурных текстов (литературных произведений, исторических повестей и т.п.). Он пытается понять истолкование (интерпретацию), как наиболее прогрессивный метод включения индивида в целостный контекст культуры, как один из наиболее существенных средств бытия и деятельности индивида в культуре. В понятие интерпретации философ вводит проблему «времени» и «деятельности», благодаря которым пытается осмыслить взаимосвязь культурно-исторического процесса, связь эпох, исторических периодов, человеческих деяний. Последнее, по его мнению, базируется на активной деятельности человека, которая является субъектом и главным действующим лицом истории.