Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ



800-200 до н.э. - протяженность «осевого времени истории» (К. Ясперс) - времени Конфуция и Лао-цзы, Будды и Заратустры, Гомера и Парменида, Гераклита и Платона, времени разрушения тысячелетних культур и зарождение практически всех будущих философских направлений.

Лао-цзы (ок. 604 до н.э. - дата смерти неизвестна) разработал оригинальное учение о «дао» как организационный принцип всего сущего, источник и регулятивную константу социальности и моральных качеств человека.

Конфуций (551-479 до н.э.) обосновал учение о «жэнь» - источник моральных качеств человека, организующую и интегрирующую силу природы и человеческой жизни, закон, принцип взаимодействия человека с другими людьми: «Чего не желаешь себе, того не делай людям»; подчинил философию достижению социального согласия, единства индивида и общества, красоты и добра.

Фалес(ок. 625-ок. 547дон.е.)започаткувавфілософськіроздумио земные основы человеческого бытия, о душе как активную силу - носителя разумности и справедливости.

Пифагор (ок. 570 до н.э., - ок. 497 до н.э.) - первый в истории философии назвал свое учение «философией»; обратил внимание на гармонию числа и действительности, числа и слова; создал моральную философию, в основе которой находилось сознательное отношение личности к общественным моральных ценностей.

Гераклит (ок. 544-ок. 483 до н.э.) вивищив авторитет мудрости как единственного способа постижения мира; своевольной «власти толпы» протипоставив идею организованного общества, в котором господствуют законы («За закон народ должен биться, как за свои стены»),

Парменид (ок. 544, то ок. 515 до н.э.-дата смерти неизвестна) подчеркивал, что истинное знание дает нам только разум, в чувствах же основываются невероятные и противоречивые мнения.

Зенон (464-461 до н.э.) - «изобретатель диалектики» (Аристотель) как метода опровержения суждений путем рациональных (логических) аргументов; автор знаменитых апорий - аргументов «против движения», понимание движения как противоречия.

Протагор (ок. 490-ок. 420 до н.э.): «Человек есть мерило всех вещей».

Сократ (ок. 469-399 до н.э.) разработал комплекс моральных установок относительно организации жизни на принципах рационального знания; взаимосвязь морали и ума вивищив до уровня ведущего принципа организации социального; утвердил принцип «Познай самого себя».

Демокрит (ок. 460-370 до н.э.) поднял вопрос о материальных потребностях людей как движущую силу истории; обосновал значение демократии как строя, который наиболее соответствует потребностям человеческого сосуществования в обществе.

Піррон (IVст. -начало III в. до н.э.) отрицал возможность познания мира («мудрость», согласно Пірроном, находится в ведомстве богов) и обосновывал установку обретения человеком независимости відсвіту, необходимости наследования традиций и установок, которые сложились; основатель такого направления, как скептицизм.

Платон (428/427-347 до н.э.) разработал концепцию «идеального государства», в которой справедливость рассматривается как такое состояние вещей, в котором каждый, занимаясь своим делом, получает должное; описал социальную структуру общества; для поддержания спокойствия и согласия предложил уравнять собственность высших слоев населения и усуспільнити ее для среднего слоя - для военных; органически не принимал демократии (в том виде, в котором ее внедряли в тогдашнем обществе); в противовес «произволу толпы» отстаивал монархию и аристократию; обосновал необходимость строгой регламентации индивидуальной и социальной жизни человека.

Аристотель (384-322 до н.э.) обосновал статус человека в обществе как «политического существа»; существование «рабства» объяснял естественными причинами; лучшим политическим строем считал «политию» (смешение олигархии и демократии); для сохранения согласия предлагал «усреднить собственность» между гражданами; главная задача государства усматривал в воспитании граждан в духе моральных добродетелей; революционные изменения считал неприемлемыми.

Эпикур (341-270 до н.э.) обосновывал жизненную ориентацию на достижение удовольствия, но не для наслаждения, а для атараксии - невозмутимости и безмятежности, что включает в себя здоровье тела и одновременно - спокойствие и величие духа.

Тим Лукреций Кар (ок. 95-55 до н.э.) обосновал установку на познание мира и освобождение от страха перед богами».

1 столетия н.э. - возникновение христианства.

Филон (21 или 28-41 или 49 н. э.) расширил теоретические основы христианства и поставь как его «настоящий отец» (Ф.энгельс); основал философскую интерпретацию одного из двух главных догматов христианства - догмат о богочеловеке и правила приближения к ней средствами праведной жизни; обосновал положение о «исконность»: «Вначале было Слово».

Сенека Луций Анней (ок. 1 г. н.э.- 65 н.э.) - последний крупный стоик, который создает ряд моральных трактатов пропедевтико - педагогического направления, направленных на воспитание «величия разума», «богатства чувств» и « независимости души от аффектов »; автор знаменитого высказывания: * Покорного судьба ведет».

Юстин Страдалец (ок. 100-166) отстаивал истинность христианского учения и благоговів перед Платоном; его философское кредо - христианство и платонизм ведут к Богу.

Тим Флавий Климент (ок. 150 - ок. 215) пытался осуществить синтез христианства с эллинской культурой: историю философы рассматривал как предтечу христианства.

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 - после 220) отстаивал идею всесилия «веры»; для опровержения критики христианства за то, что противоречия в нем часто приводят к «абсурда», выдвинул положение: «верую, потому что абсурдно». Истинность веры, считал философ, не требует усиления умом, поскольку она - всесильна.

Ориген (ок. 185-253) пытался совместить «веру» с платонизмом: христианство лишь тогда получит господствующие высоты в духовной жизни общества, когда выстроит свои теоретические принципы, считал философ.

1 столетия н.э. - зарождение «патристики» - философского направления, направленного на обоснование, комментирования и пропаганду христианства. Первый этап патристики (это направление существовал до VIII столетия) представлен деятельностью апологетов.

I-II века н.э. - возникновение «гностицизма» - философского течения, направленной против христианства.

Плотин (ок. 205-270) углубляет учение Платона об «идее», развивает учение о «едином», использует основные положения Платона в полемике с христианством, развивает христианское учение и одновременно предстает как его теоретический оппонент.

Порфирий (232 - 304) комментирует и разъясняет учение Плотина, используя его против христианства; проповедует принцип умеренности в страданиях (метропатії) и очищение от аффектов для уподобления Богу.

Флавий Клавдий Юлиан (331-363) раскрывает противоречия христианского учения; отрицает главный догмат - учение Иисуса Христа, который сочетает в себе божественную и человеческую природу. (Юлиан получил имя «Отступник» и до сих пор упоминается церковниками как величайший противник христианства).

Августин Блаженный (354-430) установил своеобразные теоретические каноны философии христианства; создал оригинальное учение о «Град Божий», до которого человек может возвыситься лишь через веру; олюднив христианство, введя в него «человеческое» проблематику; в теологическом толковании затронул проблему историчности человеческого бытия; ввел в философию идею прогресса.

Псевдо-Дионисий Ареопагит (вторая пол. V ст.) - вероятный философ, осуществил противоречивый синтез платонизма и христианства; обосновал положение о одухотворение человеческих отношений путем приближения к Богу, его познания.

Боэций (ок. 480-524) осуществил попытку воплотить образованность в повседневную практику независимо от «религиозной духовности» и официальных церковных предписаний; начал возрождение аристотелизма.

Марциан Капелла превозносил философию как науку, которая успокаивает человека, дает духовное утешение.

Иоанн Скот Еріугена (ок. 810-877) обосновал мысль о том, что «ум» не противоречит Писанию, а наоборот - дает понять его адекватно; авторитет рождается из разума, считал философ.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109) обосновал положение о «вере» как цель «ума»: «Верую, чтобы понять»; осуществил попытку логического обоснования бытия Бога, доказательства необходимости его воплощения в человека.

Ибн Сина (980-1037) - арабский ученый, философ, врач, дарит миру знаменитый «Канон врачебной науки».

Аль Фараби (870-950) - арабский философ, ученый - энциклопедист совершил попытку представить извечную философию и теологию не как противоположности, а как варианты одной истины.

Петр (Пьер) Абеляр (1079-1142) обосновал обратное Ансельмовому толкование соотношения «веры» и «разума»: «Понимать, чтобы верить»; подчеркивал преимущества знанию перед слепой верой.

Роджер Бэкон (ок. 1204-1292) пытался совместить и согласовать «веру», «ум» и «опыт» как три способа познания; отстаивал идею преодоления противоречий в христианстве путем создания «единой религии», основанной на действительно научном знании; призвал к объединению «духовной» и «светской» власти; предпочтение в отношении руководства государством отдавал священникам - ученым - «священникам знаний».

Фома Аквинский (1225-1274) обосновал бытие Бога естественным бытием вещей; отстаивал положение о «надрозумність » религиозных догматов; ратовал за взаимодействие веры и разума; обосновал положение о «свободе воли», которая должна развиваться на почве религиозных установок; оптимальной формой государственной жизни считал монархию.

Дунет Скот (1270-1308) вопреки «томізму» доказывал, что гармония между теологией и философией невозможна, поскольку это разные формы освоения мира, между которыми отношения более сложные, чем простое подчинение друг другу; перенес внимание от «содержания» схоластического знания к рассмотрению его «метода».

Оккам (ок. 1285-1349) - теолог, логик, политический философ - схоласт; обосновал идею абсолютного всемогущества Бога, зависимости характеристик вещей от ничем не детерминированной (случайной) воли абсолютного Начала; автор знаменитого тезиса «Не приумножай сущности», вошла в философию в значении «Лезвие Оккама».

Кузанський (1401-1464) - философ, астроном и математик, по учению которого «бог находятся во всех вещах, а они - в нем»; познание истины достигается не схоластическими рассуждениями, а на основе опыта.

XII-XIII века - начало формирования новых духовных приоритетов - гуманистической культуры; повышение искусством авторитета личности, оптимизма.

Данте Алигьери (1265-1321) вопреки религиозной традиции центральной темой поэтически-философских размышлений сделал проблему человека, которая способна обеспечить свое благо собственными силами.

Франческо Петрарка (1304-1374) начал процесс философского возрождения - возвращение к античной философии с одновременным углубленным пониманием роли разума и человека как центральной философской проблемы.

Джованни Бокначчо (1313-1375) в центр философских размышлений поставил «живую», «чувственную » человека, наделенного оптимистичным мировоззрением и ориентированную на «земные радости».

Марсилио Фичино (1433-1499) отстаивал мнение, что философия является «сестрой», а не «слугу» религии; философия является своеобразной «ученой религией», она развивает теологию и возвышает ее до уровня общечеловеческой мудрости.

Пико делла Мирандола (1463-1494) определял центральное место человека во Вселенной, подчеркивал ее способности к самосовершенствованию.

Пьетро Помпонацці (1462-1525) опроверг веру в чудеса и обосновал рационалистическую теорию познания.

Леонардо да Винчи (1452-1519) - итальянский философ, художник и математик, религии и схоластике противопоставлял досвідний путь поиска истины.

Никколо Макиавелли (1469-1527) обосновал, что жизнедеятельность людей основывается на индивидуальном материальном интересе и что частная собственность является движущей силой общественной жизни; обосновал учение о государстве как механизм регуляции интересов и имущественных противоречий; описал правила управления государством.

Томас Мор (1478-1535) создал утопию о идеальный социальный строй, основанный на началах общественной собственности.

Мартин Лютер (1483-1546) высказал идею «реформации» религии.

Жан Боден (1530-1596) в русле идей Реформации подносил роль государства.

Томазо Кампанелла (1568-1639) описал утопическое общество, в котором нет частной собственности и индивидуальной семьи и базируется на труде.

Монтень ( 1533-1592)-французский философ - скептик: меняются люди, а с ними меняются мнения и оценки и, поскольку каждая мысль плод индивидуального развития человека, правильно будет - не предоставлять ей объективного значения.

Томас Мюнцер (1490-1525) суть реформации толковал как преобразование мира на началах торжества общих интересов людей труда.

Жан Кальвин (1509-1564) реформаторство представлял как «дешевую церковь», «упрощение культа», «мирской аскетизм».

Середина XVI века - развертывание процесса контрреформации.

Эразм Роттердамский (1469-1536) начал гуманистическое переосмысление религии; обобщил и объединил гуманистическую и реформаторскую линии.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) обосновал «реалистичную утопию» идеального общества, построенного на началах частной собственности, на достижениях науки.

Рене Декарт (1596-1650) поднял авторитет разума («Мыслю, следовательно, существую») и необходимость разумного устройства общества.