7 КЛАСС
Тема 2. Композиция музыкального произведения
Урок 26
Тема урока. Повторение изученного материала. Закрепление изученных песен. Музыкальная викторина
Цель урока: закрепить с учащимися понимания законов строения музыкальных произведений для обогащения восприятия музыкальных произведений; развивать музыкальную память и наблюдательность, добиваться выразительности исполнения песен; воспитывать эстетические вкусы, потребность воспринимать и выполнять высокохудожественные музыкальные произведения.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, фортепиано, портреты композиторов М. Скорика, Е. Грига, Дж. Россини, Л. ван Бетховена, Я. Степного.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1. Пение мажорного и минорного звукорядов от заданных звуков.
2. Упражнение на дикцию и артикуляцию на складах до, дра, дри.
III. Упражнения для сольфеджування, (ст. 55, пособие-тетрадь).
IV. Задание: разместите буквы в таком порядке, чтобы можно было прочитать названия жанров музыкального искусства в. 46 „Интересная музыка”.
V. Повторение изученных песен.
Сегодня мы с вами повторим песни, которые изучали в течение данной темы:
1. „Школьный корабль" Г. Струве.
2. „Сыну" А. Пашкевича.
- Что вы знаете о песне А. Пашкевича?
3. „Гей, ви, козаченьки" Г. Татарченко.
- Кто такие казаки? Которых главарей знаете?
4. „Вышиванка" О. Сэндлера.
- Какова роль вышиванки для украинского народа?
VI. Музыкальная викторина.
Сейчас мы послушаем отрывки произведений и закрепим понятие „композиция” музыкального произведения.
Следовательно, каждое музыкальное произведение относится к определенному жанру.
- Какие жанры музыкального искусства вам известны? Это мы усвоили из кроссворда: песенный, симфонический, оперный, камерный.
Кроме жанровых разновидностей, различают музыкальные произведения по форме (симфония, концерт, соната, оратория, увертюра).
Сейчас послушаем отрывки произведений различной формы, а вы назовете автора и его произведение.
1. М. Глинка. Увертюра к опере „Руслан и Людмила”.
2. О. Такгакішвілі. Оратория „По Следам Руставели”.
3. М. Скорик. Гуцульский триптих”.
4. Я. Степной. Прелюдия „Памяти Шевченко”.
а) Что такое увертюра?
б) Что такое „музыкальная форма”?
в) Что является составляющими музыкальной формы?
- Контрастные по темпу и строем эпизоды, части мелодии, темы
г) являются контрастные темы в прослушанных произведениях? Какие?
д) Вспомните строение сонатной формы.
е) Какая разница между сонатною форме и сонатно-циклической?
5. Е. Григ - И ч. сонаты для виолончели с фортепиано (слушание).
VII. Итог урока.