7 КЛАСС
Тема 2. Композиция музыкального произведения
Урок 25
Тема урока. Динамичное развитие музыки. Разучивание песни "Вышиванка" музыка А. Сендпера. Слушание музыки. Е. Григ. Концерт для виолончели с оркестром
Цель урока: закрепить с учащимися динамические оттенки и их значение в музыкальном произведении; формировать вокально-хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать любовь к украинской песне.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано, портрет композитора.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Услышав тему урока, вы поняли, что сегодня мы закрепим значение динамики для выражения чувства музыкального образа, каким хочет изобразить его композитор в музыкальном произведении.
- Как вы думаете, если динамика будет нарастать, то какой уровень чувства изображен композитором?
А если динамическое ослабление слышим, то оно скорее всего связано с грустью или печалью. Это очень хорошо проиллюстрировано в произведении Есть. Грига, который мы слушали на прошлом уроке.
- Какое произведение мы слушали на прошлом уроке?
(Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор).
А теперь посмотрите на упражнение, которая написана на доске. Или вы узнали мелодию?
(Наигрываю).
- С какой песни прозвучала мелодия?
- Кто автор слов и музыки?
Давайте просольфеджуємо упражнение, но сначала розспіваємося.
(Настройка в тональности, тоническое трезвучие, пение по „плавающей нотой”).
3. Сольфеджування упражнения с динамическими оттенками.
III. Разучивание песни.
Вышиванка
Слова М. Сома
Музыка А. Сандлера
А что черная ниточка - расставание,
А красная ниточка - то любовь.
Чтобы та чорна ниточка часто рвалась.
А красная ниточка гладко слалась. Дважды
Встану я в неділеньку спозаранку.
Подарю милому вышиванку.
Сердись, мой милый, не сердись,
Ты будешь носит ее возле сердца. Дважды
1. Художественный показ песни.
2. Беседа по прослуханим произведением.
Вышиванка для украинского народа - это как украшение, оберег. Ранее ни один человек не обходилась без вышитого рушника. Он был с ней от рождения, сопровождал по жизни. Каждая девушка перед свадьбой должна была вышить милому рубашку, а себе приданое.
Во время пения звергаю внимание на чистоту интонирования, дикцию, дыхание, поскольку песня напевна, протяженная.
3. Характеристика нотного текста песни.
4. Разучивание по фразам.
IV. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
На прошлом уроке мы с вами слушали Концерт ля минор Эдварда Грига, а сегодня послушаем И ч. сонаты для виолончели и фортепиано.
Произведения Грига всегда пользовались большой популярностью благодаря лирической очарования, особой гармонии. Музыка Грига изображает конкретные музыкальные образы, поэтому для нее характерна проірамність.
Напомните, его программные произведения вы слушали, то есть те произведения, которые имеют название - „Птички”, „Весной”, „Поход гномов”, „Танец эльфов”, „Свадебный день в Трольгаугені”.
Соната - один из жанров инструментальной музыки, предназначенный для выполнения отдельным инструментом. Это циклическое произведение, потому что состоит из нескольких самостоятельных частей - разделов, контрастных между собой.
2. Слушание И части сонаты для виолончели и фортепиано.
3. Характеристика прослушанного.
В музыке дальше сочетается национальный колорит с яркими индивидуальными чувствами. Мелодии насыщенные норвежской народной музыкой.
- Какие чувства у вас вызывает это музыкальное произведение?
- Какие картины вы бы нарисовали?
- Какова роль динамики в произведении?
4. Повторное слушание.
V. Итог урока.