Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Тема 2. МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ

 

УРОК 96. Физиологические основы вещание. Значение второй сигнальной системы в восприятии окружающего среды. Речь и мышление

 

Образовательная цель: изучить особенности первой и второй сигнальных систем; сформировать понятие о физиологических основах языка; показать роль языка в жизнедеятельности человека.

Основные понятия и термины: первая сигнальная система, вторая сигнальная система, абстрактное мышление, умственная деятельность, речь.

Оборудование: таблица «Строение головного мозга человека и обезьяны»; муляж мозга человека.

Структура урока, основное содержание, методы работы

И. Актуализация опорных знаний. (Тесты).

1. Большой мозг состоит из____________________ полушарий: ____________________ и_________________ , которые соединены телом.

2. Кора - наружная поверхность _________________ , образована______________________ веществом.

3. Подкорка - это_______________ часть полушарий, образованная________________________ веществом, содержащим скопления .

4. Поверхность полушарий собрана в складки-_ _________________ разных размеров, между которыми содержатся ____________________ .

5. Кора полушарий большого мозга состоит из четырех долей: ____________, _____________, _______________ и _______________ .

6. В коре больших полушарий выделяют такие функциональные зоны: ____________, _____________, _______________ и ___________________ .

7. Речевые функции человека связаны с такими частицами мозга: __________________, височной и________________ .

II. Изучение нового материала.

1. Понятие о сигнальные системы. (Рассказ учителя с элементами беседы, заполнение таблицы).

 

Характеристика i И II сигнальных систем

 

Признаки

И сигнальная система

II сигнальная система

1. Что такое сигнальная система

 

2. Кому свойственна

3. Условия возникновения

 

4. Другие особенности

Совокупность нервных процессов, возникают в коре большого мозга

Животным и человеку

Возбуждается при непосредственном действии раздражителей внешней и внутренней среды на рецепторы

Совокупность нервных процессов, возникают в коре большого мозга.

Только человеку

В результате действия раздражителей внешней среды. Слово тоже есть раздражитель

Надстройка над И сигнальной системой.

 

2. Развитие речи и ее значение для мышления. (Рассказ учителя с элементами беседы, составление схемы).

Мимика/жесты звуки слова язык и мышление.

3. Функции речи. Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира. (Рассказ учителя с элементами беседы).

4. Формы мышления. Мыслительные операции во время мышления. (Рассказ с элементами беседы, с составлением схем).

 

 

5. Физиологические основы речи. Центры речи. (Рассказ учителя с элементами беседы, составление схемы).

 

 

6. Интегрирующая роль коры больших полушарий в языковой деятельности. Осуществления речевых функций человеком. (Рассказ учителя).

III. Закрепление знаний учащихся.

1. Первая сигнальная система.

III-B

Опишите дугу слиновидільного Опишите дугу слиновидільного

рефлекса на запах еды у собаки рефлекса на запах еды у человека

Сделайте общий вывод.

2. Вторая сигнальная система.

I и II варианты:

Опишите дугу условного слиновидільного рефлекса у человека на слово «лимон».

Сделайте вывод.

3. У животных так же, как и в маленького ребенка, можно выработать условные рефлексы на слова (например, собака выполняет приказы хозяина). Будут приказы хозяина сигналами сигналов? Ответ обоснуйте.

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.

Объясните такие факты.

а) В 1927 году в Индии в логове волка нашли двух девочек, двух и семи лет. Сначала девочки рачковали. Старшая через два года научилась стоять. А еще через шесть лет - ходить, но бегать на двух ногах так и не смогла. Речь в ней изначально было вполне отсутствует. После четырех лет обучения она знала лишь шесть слов, а через семь - 45 слов. Младшая через некоторое время догнала в развитии своих ровесников.

б) Во всех случаях люди, что выросли среди животных, не владели речью и развитым мышлением. Интересным был опыт супруги Келлюа, который они провели в 1932 году, воспитывая детеныш шимпанзе со своим

шестимесячным сыном. Ребенок при общении с людьми развивалась нормально, а шимпанзе не приобрел человеческих качеств.