РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема 2.
МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ
УРОК 96. Физиологические основы
вещание. Значение второй сигнальной системы в восприятии окружающего
среды. Речь и мышление
Образовательная цель: изучить особенности
первой и второй сигнальных систем; сформировать понятие о физиологических основах
языка; показать роль языка в жизнедеятельности человека.
Основные понятия и термины: первая
сигнальная система, вторая сигнальная система, абстрактное мышление, умственная деятельность,
речь.
Оборудование: таблица «Строение
головного мозга человека и обезьяны»; муляж мозга человека.
Структура урока, основное содержание,
методы работы
И. Актуализация опорных знаний.
(Тесты).
1. Большой мозг состоит из____________________
полушарий: ____________________ и_________________ , которые соединены телом.
2. Кора - наружная поверхность
_________________ , образована______________________ веществом.
3. Подкорка - это_______________ часть
полушарий, образованная________________________ веществом, содержащим скопления .
4. Поверхность полушарий собрана в
складки-_ _________________ разных размеров, между которыми содержатся
____________________ .
5. Кора полушарий большого мозга
состоит из четырех долей: ____________, _____________, _______________ и
_______________ .
6. В коре больших полушарий выделяют
такие функциональные зоны: ____________, _____________, _______________ и
___________________ .
7. Речевые функции человека связаны с
такими частицами мозга: __________________, височной и________________ .
II. Изучение нового материала.
1. Понятие о сигнальные системы.
(Рассказ учителя с элементами беседы, заполнение таблицы).
Характеристика i И II сигнальных
систем
Признаки
|
И сигнальная система
|
II сигнальная система
|
1. Что такое сигнальная система
2. Кому свойственна
3. Условия возникновения
4. Другие особенности
|
Совокупность нервных процессов,
возникают в коре большого мозга
Животным и человеку
Возбуждается при непосредственном действии
раздражителей внешней и внутренней среды на рецепторы
|
Совокупность нервных процессов,
возникают в коре большого мозга.
Только человеку
В результате действия раздражителей
внешней среды. Слово тоже есть раздражитель
Надстройка над И сигнальной
системой.
|
2. Развитие речи и ее значение для
мышления. (Рассказ учителя с элементами беседы, составление схемы).
Мимика/жесты → звуки → слова → язык и мышление.
3. Функции речи. Мышление - высшая
форма отражения мозгом окружающего мира. (Рассказ учителя с элементами
беседы).
4. Формы мышления. Мыслительные операции
во время мышления. (Рассказ с элементами беседы, с составлением схем).
5. Физиологические основы речи.
Центры речи. (Рассказ учителя с элементами беседы, составление схемы).
6. Интегрирующая роль коры больших
полушарий в языковой деятельности. Осуществления речевых функций человеком. (Рассказ
учителя).
III. Закрепление знаний учащихся.
1. Первая сигнальная система.
I-В II-B
Опишите дугу слиновидільного Опишите
дугу слиновидільного
рефлекса на запах еды у собаки рефлекса
на запах еды у человека
Сделайте общий вывод.
2. Вторая сигнальная система.
I и II варианты:
Опишите дугу условного
слиновидільного рефлекса у человека на слово «лимон».
Сделайте вывод.
3. У животных так же, как и в
маленького ребенка, можно выработать условные рефлексы на слова (например, собака
выполняет приказы хозяина). Будут приказы хозяина сигналами сигналов? Ответ
обоснуйте.
IV. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.
Объясните такие факты.
а) В 1927 году в Индии в логове волка
нашли двух девочек, двух и семи лет. Сначала девочки рачковали. Старшая
через два года научилась стоять. А еще через шесть лет - ходить, но бегать на
двух ногах так и не смогла. Речь в ней изначально было вполне отсутствует. После
четырех лет обучения она знала лишь шесть слов, а через семь - 45 слов.
Младшая через некоторое время догнала в развитии своих ровесников.
б) Во всех случаях люди, что выросли
среди животных, не владели речью и развитым мышлением. Интересным был опыт
супруги Келлюа, который они провели в 1932 году, воспитывая детеныш шимпанзе со
своим
шестимесячным сыном. Ребенок при
общении с людьми развивалась нормально, а шимпанзе не приобрел человеческих
качеств.