СОЮЗ
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТАТУСА СОЮЗА
Все попытки адекватно истолковать статус союза сводятся к двум основным подходам. Первый, наиболее распространенный, в частности в традиционном языкознании, определяет союз как служебную часть речи, служебное слово, включая его до общего ряда частей речи. Союзом называется служебная часть речи, которая выполняет функцию связи (сочетание) членов предложения или отдельных предложений. В. В. Виноградов, в частности, отмечал, что союзы «вдвигают их (слова и предложения) в структуру более сложного целого как связанная единство» Характерным признаком союзов как части речи считается их независимость от каждого из отдельно взятых компонентов, между которыми устанавливается связь. С их помощью оформляются логические отношения и грамматические связи между теми или иными синтаксическими единицами.
Второй подход предоставляет сполучникам статуса морфемы, лишая их в грамматической структуре украинского языка семантико - грамматических признаков слова, выводя из системы частей речи как лексико-грамматических или грамматических классов слов. их причисляют к аналитических синтаксических морфем, потому что они выражают семантику отношений, морфологически не членятся и не выполняют семантико - синтаксических и формально-грамматических функций членов предложения.
Союзы квалифицируются как неоднородный класс аналитических синтаксических морфем, имеющих только общую сферу употребления - сферу сложного предложения. С функциональной точки зрения они делятся на подчинительные и сочинительные. Подчинительные союзы, как и предлоги, ставят предложения в прислівникову (детермінантну) позицию относительно главной части. Сочинительные союзы соединяют равноправные сочинительные предложения в сложносочиненное или же однородные члены, представляющие свернуты независимые части сложносочиненного предложения, ср.: «Днепр задумчиво плюскає легкими волнами о берег, и маленькие лодочки слегка качаются на них, как будто играются» (В. Винниченко); «Еще третьи петухи не пели, Никто нигде не шумел, Сычи в роще перекликались, И десен раз скрипов» (Т. Шевченко); На уроках малыши читают и рисуют ( - На уроках малыши читают + На уроках малыши рисуют); На собрании выступили преподаватели и студенты ( - На собрании выступили преподаватели + На собрании выступили студенты).