Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 7
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Ханна Арендт
(1902-1975)
«Бегство от земли во Вселенную и бегство от мира в самосознание; только так, возможно, можно достичь лучшего понимания новоевропейского общества»
Немецко-американский философ и политолог, почетный доктор многих университетов мира, лауреат премии в области социальных наук Германии, США и Дании, ученица К. Ясперса, М. Хайдеггера и Э. Гуссерля родилась в городке Линден близ Ганновера. Получив неплохое начальное образование, она училась в университетах Кенигсберга, Берлина и Марбурга. Предметом своего увлечения будущий философ выбрала классическую филологию и теологию. Этим предметом она овладела блестяще, и уже в 26 лет (под руководством К. Ясперса) защищает докторскую диссертацию о понятии любви у Августина.
С приходом к власти нацистов, X. Арендт эмигрировала во Францию, а с 1940 г. - в США, где вела сотрудничество с рядом еврейских организаций, преподавала в Чикагском, Принстонском, Колумбийском университетах, был профессором Новой школы социальных исследований, профессором университета Беркли.
Философские взгляды Аренд сформировались под влиянием идей экзистенциализма и неомарксиму Франкфуртской школы. Признание ему как философу - гуманисту принесли работы, посвященные осуждению теории и практики тоталитаризма, а также проблемам социальной революции, насилия, власти, политических традиций, демократии.
Центральной темой социальной концепции Арендт является человек, его жизнь, состоящая, по мнению философа, из трех относительно самостоятельных выражений: 1) «труда» - деятельности, что обеспечивает биологические процессы человека и является условием самой жизни; 2) «производства» - деятельности, что соответствует всеприродності человека, благодаря которой создается «сверхъестественный» (культурный) мир; 3) «активности» - деятельности, которая разворачивается как общение между людьми, к которой не нужно дополнительно ничего «материального», которая способна создавать нечто принципиально новое.
Именно в активности, по мнению Арендт, кроется источник человеческой свободы как возможности для зарождения нового, « рождение того, чего еще не было».
Жизнедеятельность в поле свободы разворачивается лишь в случае, когда человек является индивидуальностью, что обнаруживает себя в той части социума, который принадлежит человеку лично, то есть является ее собственностью. Отторжение человека от собственности, частной дела создает основу для обезличивания социума; ограничение свободы и возникновения тоталитаризма. В тоталитарном обществе личность теряет свободу, индивидуальность, а место вытесненных индивидуальных ценностей занимает идеология. Освобождение человека от идеологии происходит через революцию, что несет миру «рождение нового».
В наше время угроза для цивилизации обусловлена не природными катаклизмами или вторжением из вне, а в ней самой - XX века продемонстрировало, что «варварство может рождаться из внутренних обстоятельств существования цивилизации». Новейшим варварством, по мнению философа, является тоталитаризм, розвінчуванню которого X. Аренд посвятила книгу «Истоки тоталитаризма». Эта книга, написанная на основе собственного пережитого опыта, принесла ей мировую славу.
По мнению X. Арендт, истоки тоталитаризма следует искать В двух предыдущих эпохах, где сформировались такие уродливые явления, как «антисемитизм», «расизм» и «империализм». В результате этого, социальные реалии приобрели массового характера. Люди превратились в «массы» - уникальное объединение не путем осознания общих интересов, а путем «негативной самоидентификации». Гигантская масовізація как раз и сформировала привычку «мыслить веками и континентами», а вместе с этим - пренебрежение к конкретному человеку.
Тоталитаризм, рассуждает далее X. Арендт, является явлением более сложным, чем, скажем, нищету духа или прямая преступность конкретных организаторов этого политического режима. Тоталитаризм создается в результате сочетания двух типов насилия: внешнего (политические репрессии, которые террористическими средствами поддерживают и воспроизводят феномен «массы») и внутреннего (господство идеологии, «тиранией логичности», в ходе которой человек доверяет собственные мысли государственным институтам и тем самым изменяет собственной духовной свободе). В тоталитарном обществе человек теряет веру в себя. Для нее не существует опыта и мнения. Ее разум не различает факт и функцию, истину и ложь. Она становится покорной, управляемой, невольником при внешних проявлениях свободы. Тоталитаризм, делает вывод автор, является режимом враждебным свободе, человеке и культуре. Усилия человечества должны быть обращены на искоренение тоталитаризма как «последней чумы XX века».
Еврейка по происхождению, X. Арендт остро осуждает злодеяния нацистов, совершенные в течение Второй мировой войны. Философ всматривается в немецкую нацию и задается вопросом: «сколько моих ты уничтожил?». И хотя она понимала, что подавляющее большинство немцев были противниками нацистского режима и страдания от него приняли на себя в первую очередь, по ее словам, все же не знала, как к ним относиться и уважала в Германии только философию. То же самое касается и тоталитарного режима, существовавшего в СССР.
События 1956 г. в Венгрии - подавление советскими войсками попытки освобождения от тоталитарного режима - X. Аренд восприняла как «внутренний надлом советской системы». В письме к К. Ясперса оно прямо указывала, что венгерские события («остановки советских танков на границе с Австрией») показали простую истину: тоталитарный режим советского типа имеет глубокие внутренние противоречия, которые в конце концов приведут к его окончательному падению.
Вехой в творческой биографии X. Арендт стала книга «Vita aktiva» (О деятельное жизни). Рассуждения о «вечном» и «нетленное», моральное и красивое переплетается здесь с анализом исторических форм эволюции социального и политического, роли труда в жизни общества и человека, условий и способов достижения мира на началах духовной гармонии и духовной активности личности. Философа волнует, прежде всего, разбалансированность современного бытия, в котором повседневная работа, проекционная деятельность, наука и отчасти художественное творчество служат средством бегства от политической деятельности, побега из открытого гражданского общества. Современный социум, считает X. Арендт, стал слишком деловым, прагматичным. В нем нет места собственной инициативе, нет возможностей для свободного личного поступка. «Жестокость мира» обусловливает поиски «вечного» за пределами Земли или в созданном человеком искусственном среде, особенно после запуска первого спутника, выходом Человека в Космос. Между тем, это большая иллюзия. Человек навсегда связана с Землей и, независимо от успехов по освоению Космоса, выход из ситуации, считает автор, нужно искать на Земле - в области духа, вечных нравственных ценностях, особенно в любви к жизни, человека и культуры.