Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 96

Тема. Умножения десятичных дробей

 

Цель: усовершенствовать знания учащихся правилом умножения десятичной дроби на 0,1; 0,01 и т. д.; закрепить знания правил умножения десятичной дроби на 10n, на десятичную дробь и на 0,1; 0,01 и т. д. и деление десятичной дроби на 10п; формировать умение применять эти правила для решения задач, что предполагает, кроме всех известных ранее, применение этих правил.

Тип урока: усвоение навыков и умений.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания

Желательно тщательно проверить выполнение домашних упражнений на предмет усвоения правил, рассмотренных на предыдущем уроке. Поэтому учитель заранее за открытой доской записывает ответы к упражнениям домашней работы, и ученики проверяют или каждый свою работу, или, при условии налаженной парной формы работы, тетради соседа. После проверки домашнего задания можно предложить учащимся самостоятельно выполнить аналогичное задачи:

 

Вариант 1 [2]

1. Выполните действия: 1) 2,53 · 10; 2) 2,53 · 100; 3) 2,53 · 1000.

[1) 1,78 · 10; 2) 1,78 · 100; 3) 1,78 · 1000.]

2. Выполните действия: 1) 56,79 : 10; 2) 56,79 : 100; 3) 56,79 : 1000.

[1) 27,41 : 10; 2) 27,41 : 100; 3) 17,41 : 1000.]

3. Найдите произведение: 1) 0,3 и 1,7; 2) 3 и 1,7; 3) 1,5 и 0,18.

[1) 2,3 и 0,8; 2) 8 и 2,3; 3) 2,4 и 0,15.]

 

II. Применение знаний

Учитель предлагает ученикам такие задания:

1) Используя правило умножения десятичных дробей, найдите произведение:

4,6 и 0,1; 4,6 и 0,01; 4,6 и 0,001.

(4,6 · 0,1 = 0,46; 4,6 · 0,01 = 0,046; 4,6 · 0,001 = 0,0046)

2) Используя результат предыдущего задания, определите, как изменилось место запятой в числе 4,6 при умножении этой дроби на 0,1; 0,01; 0,001? Сделайте вывод.

Вывод. Чтобы умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д., достаточно в этом дроби перенести запятую влево на 1, 2, 3 и т. д. цифр.

На закрепление этого учащимся можно предложить упражнение:

Найдите пропущенные числа:

1) 35,1 · □ = 0,351;

2) 436 · □ = 0,436;

3) 6,58 · □ = 0,658;

4) 65,8 · □ = 6,58.

@ После рассмотрения особого случая умножение десятичных дробей учитель делает замечание: теперь известно, как выполнять задачи на умножение двух чисел с участием десятичных дробей. Но часто, решая задачи, надо выполнять умножения вместе с добавлением и вычитанием. Понятно, что в этом случае можно использовать обычный порядок действий: сначала выполняем действия в скобках, затем умножение и деление (по порядке слева направо), затем сложение и вычитание (по порядку слева направо). Отдельно можно упомянуть подъем десятичной дроби в степень.

 

III. Усвоение знаний, формирование умений

Решение упражнений

1. Умножение десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д.: №№ 885; 909.

2. Умножение двух десятичных дробей: № 883 (2, 4, 6, 8).

3. Выражения на совместные действия сложения, вычитания, умножения десятичных дробей: №№ 887; 888; 907 (1).

4. Задачи на выполнение сложения, вычитания и умножение десятичных дробей № 893; 917; 921.

 

IV. Домашнее задачи:

п. 31, №№ 886; 889; 908; 910; 918.