УРОК 95
Тема. Умножения
десятичных дробей
Цель: ввести
понятие умножения десятичных дробей и сформулировать общее правило умножения
десятичных дробей; начать работу по формированию умений применять правило
умножение десятичных дробей.
Тип урока:
усвоение новых знаний.
Ход урока
I. Актуализация
опорных знаний
Вопрос к классу
1.
Как
записать сумму одинаковых слагаемых, каждый из которых равен а, если количество
таких слагаемых в сумме равно:
1) 2; 2) 5; 3) 10;
4) b.
2.
Как
изменится произведение ab, если:
1) а
увеличить в 2 раза, а b увеличить в 3 раза;
2) а
увеличить в 2 раза, а b уменьшить в 2 раза;
3) а
увеличить в 10 раз, а b уменьшить в 100
раз?
3. Как найти число,
которое меньше данного числа в в:
1) в 10 раз; 2) в 100 раз; 3) в 10n
раз?
II. Мотивация учебной деятельности
У ч и т е л ь. Вы
уже знаете и умеете выполнять сложение и вычитание десятичных дробей и решать
задачи на применение этих дробей. Но знаете, что существуют еще две арифметические
действия: умножение и деление, с помощью которых можно решать многие
задач. Например, как найти площадь прямоугольника, если длины его сторон
равны 2,3 м и 1,5 м? Как найти расстояние, которое проехал велосипедист за 2,5
ч со скоростью 18,5 км/ч.? Эти и много других задач надо решать,
выполнив действие умножения десятичных дробей (2,3 · 1,5 и 18,5 · 2,5). Поэтому
сегодня мы начинаем изучение новой темы «Умножение натуральных чисел», в
ходе которого узнаем, как выполняется умножение десятичных дробей, десятичных
дроби на разрядные единицы и какие свойства присущи умножению десятичных
дробей.
III. Формирование знаний
@ Поскольку освещение этой темы в
учебнике не является традиционным, а система задач соответствует именно этой темы
нетрадиционной теме изучения умножения десятичных дробей, преподавание нового
материала лучше всего подать около по учебнику (или организовывать работу
класса с учебником) и на этом уроке надо осветить следующие вопросы:
1. Как записать в виде суммы произведение: а ·10,
а · 100?
2. Как найти, записав в виде суммы
значения выражений: 0,2 · 10; 36 · 10; 5,2 · 10; 0,27 · 10?
3. Как найти значение выражений 0,2 · 10; 1,36 ·
10; 5,2 · 10; 0,27 · 10 без записи произведения в виде суммы?
4. Как умножить десятичную дробь на 10; 100;
1000 и 10n?
5. Как разделить десятичную дробь на 10; 100;
1000 и 10n?
6. Как перемножить две десятичные дроби,
используя правила умножения и деления на 10п ?
7. Как найти произведение двух десятичных дробей,
используя умножение натуральных чисел?
IV. Закрепление знаний, усвоение умений
На этом уроке
(первому в теме) учащиеся решают задачи начального и среднего уровня, и
основное внимание надо уделить усвоению правил умножения и деления на 10п
и общего правила умножения двух десятичных дробей.
Решение упражнений
№№ 876 (устно); 877;
878; 880; 882, 883 (1; 3; 5; 7); 890; 891.
@ Решая упражнения, надо обратить
внимание учащихся на случаи, когда:
1) кому надо перенести на такое количество цифр, которая
превышает количества цифр в дробной части (при умножении) и целой части (при
делении);
2) при умножении десятичных дробей - последняя цифра дробной
части - ноль;
3) один из множителей - натуральное число (количество цифр в
дробной части числа равно 0).
V.
Итог урока
Контрольные вопросы
1. Как умножить
десятичную дробь на 10n?
2. Как поделить
десятичную дробь на 10n?
3. Расскажите, как
выполнить умножение 4,2 на 8,14?
VI. Домашнее задание
п. 31, №№ 879; 881;
884 (1-7); 892.