Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 7
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Мишель Фуко
(1926-1984)
«Человек - это всего лишь недавнее изобретение, формовитвір, которому нет и двух веков, небольшой холмик в поле нашего знания.., который исчезнет, как только оно примет другую форму»
Французский философ, историк и теоретик культуры, видный представитель современного французского структурализма является интеллектуальной фигурой европейского и мирового уровня. Его творчество начинается с середины 50-х годов XX ст. Спектр научных интересов мыслителя - философия, психиатрия, социология, история культуры.
Среди самых известных его работ следует назвать: «Психическая болезнь и личность», «Безумие и культура: история безумия в эпоху классицизма», «Рождение клиники. Археология взгляда медика», «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук», «Археология знания», «Царство языка», «Надзирать и наказывать», «История сексуальности».
В этих и других своих работах М. Фуко пытался создать парадигму современного знания, разработать вопросы анализа, обобщения и систематизации человеческой культуры, проанализировать современные взгляды на место и роль человека в мире, дать современную интерпретацию ряда наиболее важных проблем философии.
Одной из главных задач М. Фуко был поиск единой концептуальной основы для историко-научного и историко-культурного исследования. Эта проблема раскрывалась им на разных этапах его философской деятельности по-разному. В «Истории безумия » это исследование происходит на феноменологическом уровне опыта переживания; в «Словах и вещах» его место занимают уже независимые от сознания устойчивые структуры - «епістеми»; в «Археологии знания» в полной мере выкристаллизовывается окончательный ответ: областью сравнения различных культурных продуктов, считает Фуко, есть сфера «дискурса», «языка». Именно эти специфические закономерности дискурсивной сферы философ ставит на место Бога, существование которого он, однако, не отрицает, а также на место человека.
Человек в творчестве М. Фуко - это не венец истории, не последняя и неоспоримая инстанция. Человек похож больше на определенную ментальную конструкцию, причем не самую главную. Правда, через человека раскрывается диалектика взаимодействия человека и общества, человека и природы, человека и культуры.
Значительное место в творчестве Фуко принадлежит анализу человека в современной познавательной ситуации. Философ подчеркивал, что именно особенности познавательной ситуации, которую мы переживаем в настоящее время, и, конечно, особенности культурно-исторического процесса выдвигают проблематику человека на одно из ведущих мест. Анализом проблемы человека, отмечает Фуко, занимались различные философские системы. Они ставили и по-разному решали, как правило, традиционные вопросы: о взаимоотношениях человека с окружающим миром, с природой, со своим духом. По-разному относились также и вопросы человеческого познания. По Фуко, эти формы мышления - классические по своему типу - были функциональны только к XVIII ст. Постижение сути «действительного человека» они не достигали. Последнее возможно только через индивидуализацию познания человека, что под силу только «археологии» знания о человеке, предложенную им самим.
М. Фуко создает концепцию «антиантропології», которая означает, прежде всего, отказ от человека как субъекта культурно-исторически процесса, а отказ от абсолютизации антропологізованого взгляда на историю. Это попытка правдивого, беспристрастного анализа исторических событий, что выходит не из общей характеристики данного исторического периода, а с конкретного определенного способа разделения существующих ценностей на «истину» и «ложь» («Генеалогия власти»). Система выработанных в результате этого стереотипов внутри данного общества называется, по М. Фуко, «политической духовностью». «Политическая духовность» данного общества и осуществляет все существующие механизмы власти и регулирования и социального управления.
Так, Фуко настаивает на том, что власть, как таковую, истину, как таковую, уничтожить нельзя. Происходит только трансформация одной формы власти и знания в другую. М. Фуко вводит такую категорию, как «власть - знание», которая сочетает в себе эти две формы регуляторов общественной жизни. И степень зрелости данного общества чрезвычайно влияет на то, чтобы в периоды социальных кризисов общество не уничтожало бездумно и варварски уже существующие формы человеческой окультуренности, как это очень часто происходит в истории, а сознательно трансформировало их в новые формы структуры «власти - знания». Таким является, собственно, «структуралистский» подход М. Фуко к проблемам социально-политических революций, социального взрыва, социальной реформы, эволюции. Возможно, на практике это означало бы бескровное и конструктивное решение многих проблем социальных революций, которыми так богата современная история.
Значительное внимание М. Фуко уделяет проблеме моральной проблематики, технике самосовершенствования и самовоспитания личности. В работах «Пользование удовольствиями» и «Забота о себе» он подробно анализирует теорию сексуальности, проводит мысль о способности человека к саморефлексии и согласованности с общественными обязанностями этой, казалось бы, слишком интимной сферы бытия.
По мнению М. Фуко, нормативные практики, обращенные индивидом на самого себя, является не только фактором дисциплины, но и фактором индивидуализации личности, фактором формирования личного стиля жизни, даже при условии раздробленности духовной среды и общественной морали.