Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В УКРАИНЕ: ОСНОВЫ И ПРАКТИКА В УКРАИНЕ: ОСНОВЫ И ПРАКТИКА

Раздел IX.

УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ЦЕННЫХ БУМАГ И РАСЧЕТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

9. 2. Формы безналичных расчетов и их учет

 

На предприятиях за реализованную продукцию, товары, услуги, а также по приобретению материальных, нематериальных и других ценностей расчеты осуществляются как наличными средствами, так и безналичным способом. Основная масса расчетов ведется безналичными денежными средствами. Безналичные расчеты производятся банком на основании договора о расчетно-кассовом обслуживании. Для организации безналичных расчетов предприятие открывает в одном банке один счет. Кроме основного текущего счета отдельные предприятия обязаны открывать и специальные текущие счета. Например, сельскохозяйственные предприятия обязаны открывать отдельные счета для получения дотаций за сданное перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, а также для накопления сумм НДС для использование на производственные нужды. При этом не запрещается открытие текущих счетов и в других банках.

Кроме текущего счета в этом же банке могут быть открыты карточный и вкладной счета. Карточные счета открываются для учета операций по платежным карточками. Вкладной (депозитный) счет - счет, который открывается банком клиенту на договорной основе для хранения денег, передаваемых клиентом в управление на установленный срок или без указания такого срока под определенный процент и подлежат возврату клиенту в соответствии с законодательством Украины и условий договора.

Открытие счетов в банке регламентируется Инструкцией о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной Постановлением Нацбанка 12 ноября 2003 г. № 492.

 

Для открытия текущего счета юридическое лицо, которое не имеет счета в этом банке подает такие документы:

- заявление об открытии текущего счета. Заявление подписывает руководитель юридического лица или другое уполномоченное на это лицо;

- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица в органе исполнительной власти, другом органе, уполномоченном осуществлять государственную регистрацию, заверенную нотариально или органом, который выдал свидетельство о государственной регистрации. В случае открытия текущих счетов юридическим лицам, которые содержатся за счет бюджетов, этот документ не требуется;

- копию надлежащим образом зарегистрированного учредительного документа (устава, учредительного договора, учредительного акта, положения), заверенную органом, который осуществил регистрацию, или нотариально. Положения юридических лиц публичного права, которые утверждаются распорядительными актами Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, заверения не требуют. Юридические лица публичного права, которые действуют на основании законов, учредительный документ не подают;

- копию справки о внесении юридического лица в Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, засвидетельствованную органом, который выдал справку, или нотариально или подписью уполномоченного работника банка;

- копию документа, подтверждающего взятие юридического лица на учет в органе государственной налоговой службы, засвидетельствованную органом, который выдал документ, или нотариально или подписью уполномоченного работника банка;

- карточку с образцами подписей и оттиска печати, заверенную нотариально или организацией, которой клиент административно подчинен, в установленном порядке. В карточку включаются образцы подписей лиц, которым согласно законодательству Украины или учредительных документов юридического лица предоставлено право распоряжения счетом и подписания расчетных документов.

Юридические лица, которые используют наемный труд и согласно законодательству Украины является плательщиками страховых взносов, дополнительно к вышеупомянутому перечню документов должны подать такие документы:

- копию документа, подтверждающего регистрацию юридического лица в соответствующем органе Пенсионного фонда Украины, засвидетельствованную органом, что его выдал, или нотариально или подписью уполномоченного работника банка;

- копию страхового свидетельства, подтверждающего регистрацию юридического лица в Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины как плательщика страховых взносов, засвидетельствованную органом, что его выдал, или нотариально или подписью уполномоченного работника банка.

Информацию о том, что юридическое лицо не использует наемный труд и не является плательщиком страховых взносов, клиент обязательно отмечает в заявлении о открытии текущего счета в строке “Дополнительная информация”.

Банк может отказаться от договора банковского счета и закрыть текущий счет клиента, если операции по этому счету не осуществляются в течение трех лет подряд и на этом счете нет остатка средств.

Формы безналичных расчетов и порядок их применения определен “Инструкцией о безналичные расчеты в Украине в национальной валюте”, утвержденной Постановлением НБУ от 21.01.04 № 22. Эта Инструкция устанавливает правила использования при осуществлении расчетных операций платежных инструментов в форме:

- мемориального ордера;

- платежного поручения;

- платежного требования-поручения;

- платежного требования;

- расчетного чека;

- аккредитива.

Клиенты банков для осуществления расчетов самостоятельно выбирают предусмотренные этой Инструкцией платежные инструменты (за исключением мемориального ордера) и указывают их при заключении договоров. Мемориальные ордера используются только банком для списания средств со счета плательщика для их перечисления на специальный счет и списание средств со специального счета в предусмотренных случаях (решения суда, исполнительные документы, определенные законом).

Порядок заполнение платежных инструментов определен Инструкцией о безналичных расчеты в Украине в национальной валюте, утвержденной Постановлением НБУ от 21.01.04 № 22, а относительно расчетных документов в случае уплаты платежей в бюджет - Порядку передачи банками информации об открытии (закрытии) собственных корреспондентских счетов, закрытии и изменении счетов клиентов - плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) в органы государственной налоговой службы электронными средствами и заполнения расчетных документов в случае уплаты (взыскания) платежей в бюджет или возврата платежей из бюджета, утвержденным приказом гнау от 01.07.02 № 301.

Расчетные документы, которые подаются клиентами в банк в бумажной форме, должны отвечать требованиям установленных стандартов и содержать (в зависимости от их формы) необходимые реквизиты.

Так, бланки расчетных документов изготавливаются на бумаге формата А4 или А5 любым способом (типографским, с использованием компьютерной техники и т.д.) за условия обязательного обеспечения наличия и схематического расположения всех элементов (рамки, линии, текстовые элементы и т.п., за исключением цифр в квадратных скобках, обозначающие номера реквизитов), в соответствии с образцами, приведенными в приложениях к настоящей Инструкции.

Ответственность за правильность заполнения реквизитов расчетного документа, в том числе номеров счетов и кодов банков, суммы налога на добавленную стоимость и кодов бюджетной классификации, несет лицо, оформившее этот документ и подала его к обслуживающего банка.

Расчетные документы, в которых реквизиты заполнены с нарушением требований Инструкции, возвращаются банком, который осуществил их проверку, без исполнения. Также банки возвращают без исполнения расчетные документы, если:

- в расчетном документе не заполнен хотя бы один из реквизитов, заполнение которого предусмотрено его формой;

- отсутствуют сопроводительные документы, предоставление которых вместе с расчетным документом предусмотрено настоящей Инструкцией, или закончился срок действия этих сопроводительных документов;

- нарушены иные требования Инструкции.

Все текстовые элементы бланков должны быть выполнены на украинском языке.

Расчетный документ (за исключением расчетного чека) выписывается в количестве экземпляров, необходимых для всех участников безналичных расчетов (но не менее чем два), с использованием электронно-вычислительных и печатных машин, за один раз с использованием копировальной или самокопировальной бумаги.

Если использование копировального (самокопирующейся) бумаги невозможно, то на всех тождественных экземплярах расчетного документа в правом верхнем углу проставляются их порядковые номера (например, 1, 2, 3 и т.д.).

Разрешается заполнение расчетного документа от руки (шариковой ручкой, чернилами темного цвета).

Первый экземпляр расчетного документа (независимо от способа его изготовления) должен содержать оттиск печати (если наличие печати предусмотрено) и подписи/подпись ответственных лиц/лица.

При подписании расчетного документа не разрешается использование факсимиле, а также исправление и заполнение расчетного документа в несколько приемов.

Порядок заполнения реквизитов платежных документов приведен в приложениях 1 и 2 к раздела 9.

Для безналичной оплаты наиболее широко предприятия используют платежное поручение, по которому банк перечисляет деньги получателю.

Расчеты поручениями могут осуществляться:

- за фактически отгруженную продукцию (выполненные работы, предоставленные услуги);

- в порядке предварительной оплаты;

- для завершения расчетов по актам сверки взаимной задолженности предприятий;

- для перечисления предприятиями сумм, которые принадлежат физическим лицам (заработная плата, пенсии, денежные доходы колхозников т.п.) на их счета, открытые в учреждениях банков;

- в других случаях по согласию сторон.

Банки принимают к выполнению поручения от плательщиков только в пределах имеющихся средств на их счетах. Поручения принимаются банком в течение 10 дней со дня их выписки, не учитывая день выписки.

Плательщик имеет право указывать в платежном поручении дату валютирования, которая не может быть позднее десяти календарных дней после составления платежного поручения (день составления не учитывается).

К наступления даты валютирования плательщик может отозвать средства, которые до зачисления их на счет получателя учитываются в банке, обслуживающем получателя. Письмо о отзыв средств плательщик подает в банк, который в тот же день предоставляет банку получателя указание о возврате средств.

В том случае, если получатель средств не имеет счета в учреждении банка или расчеты непосредственно с получателем средств платежными поручениями невозможны, предприятие может осуществлять перечисление средств гарантированными платежными поручениями через предприятия связи.

По помощью гарантированных поручений предприятие может осуществлять без ограничения переводы суммой средств:

- на имя отдельных граждан - средств, принадлежат им лично (пенсии, алименты, заработная плата, расходы на командировки, авторский гонорар и т.п.);

- предприятиям - на расходы для выплаты заработной платы, за организованный набор рабочих, для заготовки сельскохозяйственной продукции в населенных пунктах, где нет банков.

Гарантированное поручение может быть принято к платежу только в полной сумме.

Платежная требование-поручение (далее - требование-поручение) это комбинированный расчетный документ, который состоит из двух частей:

- верхняя - требование поставщика (получателя средств) непосредственно к покупателю (плательщика) уплатить стоимость поставленной ему по договору продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

- нижняя - поручение плательщика своему банку перечислить с его счета сумму, которая проставлена в строке “сумма к оплате буквами”.

Требование-поручение заполняется получателем средств и направляется непосредственно плательщику.

Доставку требований-поручений плательщику может осуществлять банк получателя через банк плательщика.

С целью гарантированной ускоренной доставки плательщикам требований-поручений рекомендуется передавать их в комплекте с расчетными документами и документами на отгрузки за поставленную в соответствии с договором (соглашением) продукцию (выполненные работы, предоставленные услуги и т.п.).

В случае согласия оплатить требование-поручение плательщик заполняет нижнюю часть этого документа и сдает его в банк, который его обслуживает.

Платежные требования-поручения принимаются банками в течение двадцати календарных дней со дня выписки. День заполнения платежного требования-поручения не учитывается.

Для безналичных расчетов практически на всех предприятиях используются чековые книжки. Для получения чековой книжки предприятие подает в банка-эмитента заявление установленной формы в одном экземпляре за подписями уполномоченных лиц, которым предоставлено право подписи документов для осуществления расчетно-денежных операций, и с оттиском его печати.

Гарантирована оплата чеков обеспечивается депонированием средств на отдельном аналитическом счете “Расчеты чеками” балансовых счетов банка в банке-эмитенте. Для этого вместе с заявлением на выдачу чековой книжки в банк подается платежное поручения для перечисления средств на аналитический счет “Расчеты чеками”.

Чеком из книги покупатель рассчитывается за полученный товар, услугу. На каждый чек есть корешок, на котором отражаются остатки средств на книжке, расходы по чеку и остаток после его использования. Чек подписывает получатель товара. Продавец составляет реестр полученных чеков и вместе с чеками передает в обслуживающий его банк, который перечисляет указанную в чеках сумму на его расчетный счет.

Аккредитивная форма расчетов (от латинского Ассreditivus - доверительный) - это форма безналичных расчетов между поставщиками и покупателями за отпущенный товар, когда платеж проводит банк по месту пребывания поставщика на основе аккредитива.

Аккредитив - это форма расчетов, при которой банк-эмитент по поручению своего клиента (заявителя аккредитива) обязан:

- выполнить платеж третьему лицу (бенефициару) за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

- предоставить полномочия другому (исполняющему) банку осуществить этот платеж.

Заявитель аккредитива - плательщик, который обратился к банку, который его обслуживает, для открытие аккредитива.

Банк-эмитент - банк плательщика открывает аккредитив своему клиенту.

Бенефициар - юридическое лицо, в пользу которого выставлен аккредитив (продавец, исполнитель работ или услуг).

Исполняющий банк - банк бенефициара или другой банк, который по поручению банка-эмитента выполняет аккредитив.

В зависимости от характера аккредитивной операции, возложена банком-эмитентом на исполняющий банк, он может выступать авизующим или банком-плательщиком.

Условия и порядок проведения аккредитивной формы расчетов предусматриваются в договоре между бенефициаром и заявителем аккредитива.

Банком-эмитентом могут открываться следующие виды аккредитивов:

а) покрытый - аккредитив, для осуществления платежей при котором заблаговременно бронируются средства плательщика в полной сумме на отдельном счете в банке-эмитенте или исполняющем банке;

б) непокрытый - аккредитив, оплата по которому, в случае временного отсутствия средств на счете плательщика, гарантируется банком-эмитентом за счет банковского кредита.

Аккредитивы бывают отзывные и безотзывные. На каждом аккредитиве должно быть указано, является он отзывным или безотзывным. В случае отсутствия такого указания аккредитив считается безотзывным.

Отзывный аккредитив - аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с бенефициаром (например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором, досрочного отказа банка-эмитента от гарантирования платежей по аккредитиву).

Все распоряжение об изменении условий відзивного аккредитива заявитель может предоставить бенефициару только через банк-эмитент, который извещает исполняющий банк, а последний - бенефициара. Исполняющий банк не имеет права принимать распоряжения непосредственно от заявителя аккредитива.

Исполняющий банк обязан оплатить документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные бенефициаром и принятые исполняющим банком, до получения последним уведомление об изменении или аннулировании аккредитива.

Безотзывный аккредитив - аккредитив, который может быть изменен или аннулирован только с согласия бенефициара, в пользу которого он был открыт.

Каждый аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.

Часть расчетов осуществляется с помощью векселей. Вексель - ценная бумага, удостоверяет безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить в определенный срок определенную сумму денег владельцу векселя (векселедержателю). Порядок использование векселей в хозяйственном обороте Украины регулируется Законом Украины “Об обращении векселей в Украине” от 05.04.01 № 2374-III, Женевской Конвенцией от 7 июня 1930 г. о введении “Унифицированного Закона о переводных векселях и простых векселях”, Положением об операциях банков с векселями, утвержденным постановлением НБУ от 16.12.02 № 508 и другими нормативными документами.

Векселя могут выдаваться только для оплаты за фактически поставленную продукцию, выполненные работы и предоставленные услуги, за исключением векселей Минфина, Национального банка и коммерческих банков Украины. Расчет по векселям должен осуществляться в денежной форме. В хозяйственном обороте могут использоваться простой и переводной векселя.

При работе с векселями применяются понятия индоссамент, індосація, индоссант, индоссат, домициляция, трассат, трассант.

Индоссамент (передача векселя) - особый передаточная надпись, что осуществляется, как правило, на оборотной стороне векселя или на дополнительном листе - аллонже, что удостоверяет переход прав по этому документу к другому лицу.

Индоссамент может быть полным (именным) и бланковым. Индоссамент полный содержит данные о лицо, в пользу которого он сделан. Индоссамент бланковый не содержит сведений о лицо, в пользу которого он сделан, или состоит из одной подписи индоссанта.

Індосація векселя - переуступка (действие передачи) векселя за помощью передаточных надписей.

Индоссант - первый векселедержатель.

Индоссат - второй и последующие векселедержатели.

Домициляция векселя - назначение по векселю особого места платежа, отличающийся от местонахождения лица, которое указано как плательщик по векселю, путем проставление доміциляційної формулы. При составлении векселя векселедатель может отметить не только особое место платежа, но и лицо, которое оплатит вексель в месте домициляции. Если такое лицо не указано, то ее может отметить трассат во время акцепта. Если он этого не сделает, то считается, что акцептант сам выполнит платеж в месте домициляции.

Трассат - лицо на которую выставлено тратту (переводной вексель), то есть тот, кто должен оплатить чек. Чаще плательщиком является банк.

Трассант - векселедатель переводного векселя.

Последний время все большее распространение получает форма расчетов банковскими платежными карточками. Банковские платежные карты могут выдаваться на внесенные в банк суммы как в национальной, так и в иностранной валюте. Если покупатель рассчитался банковской платежной карточкой, то дебетуется субсчет 333 “Денежные средства в пути в национальной валюте” 334 “Денежные средства в дороге в иностранной валюте”, которые закрываются в корреспонденции со счетом денежных средств в банке, после их поступления на этот счет.

Акцептованная форма расчетов. От латинского АссерШя - принят. Акцепт - это согласие (подтверждение) плательщика на оплату денежных и товарных документов.

 

Договорное списание средств

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Украины денежные средства могут быть списаны с счета клиента банка без его распоряжения на основании решения суда, а также в случаях установленных между банком и клиентом.

Физические и юридические лица, заключают между собой договоры могут предусматривать в них право получателя на договорное списание средств со счета плательщика по его поручению. Это право получатель может использовать в случае наступления срока платежа, оговоренного в договоре с плательщиком, или просрочка плательщиком этого срока.

Право банка на осуществление договорного списания со счета плательщика по его поручению оговаривается в договоре о расчетно-кассовом обслуживании или ином договоре о предоставлении банковских услуг.

Поручение плательщика банку, который его обслуживает, составляется в форме распоряжения о списание средств со своего счета, которое удостоверяется подписями ответственных лиц плательщика и оттиском печати, должны соответствовать образцам подписей и оттиска печати, заявленным в карточке с образцами подписей и оттиска печати.

Распоряжение на списание денежных средств должен содержать информацию, необходимую для надлежащего исполнению банком, обслуживающим плательщика, его поручения, в частности:

- условия, по которым банк должен осуществить (осуществлять) договорное списание;

- номер счета плательщика, с которого должно осуществляться договорное списание;

- название получателя;

- номер и дату договора с получателем, которым предусмотрено его право на договорное списание;

- перечень документов, которые должны быть предоставлены получателем банка, обслуживающего плательщика (если они предусмотрены в договоре).

Получатель для осуществления договорного списания оформляет платежное требование и подает ее к банка, обслуживающего плательщика. В реквизите “Назначение платежа” платежного требования получатель указывает название, номер и дату договора с плательщиком, по которым предусмотрено право получателя на договорное списание, а также название и статью закона, что предусматривает договорное списание.

Плательщик может в любое время до осуществления платежа отозвать из банка, что его обслуживает распоряжение о списании средств со своего счета.

В случае внесения в договор с получателем изменений относительно срока уплаты плательщик вместо ранее выданного выписывает новое распоряжение, которое подает к банку, что его обслуживает.

Если договором предусмотрена поэтапная уплата в разные сроки, то плательщик выписывает и подает в банк отдельные распоряжения на уплату каждого платежа.

Если кредитором по договору является банк, обслуживающий плательщика, то право этого банка на проведение договорного списания предусматривается в договоре о расчетно-кассовом обслуживание или другом договоре о предоставлении банковских услуг.

Банк, обслуживающий плательщика, осуществляя на основании распоряжения плательщика договорное списание средств с его счета, оформляет мемориальный ордер.

Согласно ст. 381 Гражданского кодекса Украины юридические лица и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности распоряжаются денежными средствами, хранящимися на их счетах в банках, согласно целевому назначению этих средств.

Без согласия юридических лиц и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности списание (взыскание) средств, находящихся на их счетах в банках, не допускается, за исключением случаев, установленных законами Украины, а также за решению суда, хозяйственного суда и по исполнительным надписям нотариусов.

При удовлетворении претензий соблюдается очередность, установленная законодательством Украины.

Платежные требования на принудительное списание (взыскание) средств, оформленные государственными исполнителями или налоговыми органами и на которых имеется подпись ответственного исполнителя и оттиск штампа банка, обслуживающего их, принимаются к исполнению, если их направляет в банк плательщика непосредственно государственный исполнитель или налоговый орган.

Одной из форм безналичных расчетов являются бартерные операции.

Кроме бумажной формы документов, на основании которых ведутся расчеты, клиенты банков могут применять систему “клиент-банк”, которая обеспечивает:

- передачу сообщений между клиентом и банком в зашифрованном виде с помощью сертифицированных средств защиты;

- автоматическое ведение протокола (и защита этого протокола от модификации) передачи расчетных документов между банком и клиентом как в банк, так и в автоматизированное рабочее место клиента;

- автоматическое архивирование протоколов конце дня.

Юридическим основанием для вхождения клиента в систему электронных платежей “клиент-банк” и обработки его электронных документов банком является отдельный договор между ним и банком.

Операции о получении и расходовании денежных средств с текущего счета в национальной валюте на основании выписок из банка и оригиналов или копий расчетных документов записываются в журнал-ордер № 1 по кредиту счета 31 и в ведомость 1.2 до него - по дебету этого счета.

Аналогично текущем счете ведутся счета 312 “Текущие счета в иностранной валюте” и 313 “Другие счета в банка в национальной валюте” и 314 “Прочие счета в банке в иностранной валюте”.

Предприятия самостоятельно устанавливают очередность и направления списания средств с собственных счетов, которые осуществляются учреждениями банков по поручению таких предприятий, кроме случаев, предусмотренных законами Украины. Расчеты предприятий по своим обязательствам осуществляются через учреждения банков в порядке, установленном НБУ согласно с Законами Украины.

Основные бухгалтерские проводки по операциям, связанным с текущим счетом в национальной валюте, приведены в табл. 9.1.

Средства с текущих счетов перечисляются банками в порядке поступления поручений предприятий по их перечисления в пределах имеющихся на текущих счетах средств, а если это обусловлено договором с банком (открывается контокоррентный счет), то и в случае их недостатка в обусловленных договором пределах.

 

 

Таблица 9.1.

Основные проводки, связанные с текущим счетом

 

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Поступил аванс от покупателя

311

681

Отражена сумма НДС к уплате в бюджет

643

641

Получена безвозвратная финансовая помощь

311

745

745

793

Уплачено в бюджет налоги

641

311

Уплата сумм в Пенсионный фонд

651

311

Уплата сумм в Фонд социального страхования на случай временной потери трудоспособности

652

311

Уплачены суммы в Фонд социального страхование на случай безработицы

653

311

Уплачены суммы в Фонд социального страхование от несчастных случаев на производстве

656

311

Уплачены штрафы, пени, неустойки

948

311

Перечислены средства поставщику за полученный ранее товар, продукцию, работы, услуги

631

311

Перечислен аванс поставщику (вторая проводка делается при получении налоговой накладной)

371

311

641

644

Перечислены средства на чековую книжку

313

311

Куплено акции, облигации

143,352

311

Куплено валюту

333

311

312

333

 

Организация расчетов корпоративными платежными карточками

Последнее время все большее распространение находят расчеты платежными корпоративными карточками. Платежная карточка - специальное платежное средство в виде эмитированной в установленном законодательством порядке пластиковой или другого вида карточки, используется для инициирования перевода средств со счета плательщика или с соответствующего счета банка с целью оплаты стоимости товаров и услуг, перечисления средств со своих счетов на счета других лиц, получения средств в наличной форме в кассах банков через банковские автоматы, а также осуществления других операций, предусмотренных соответствующим договором. С их помощью можно осуществлять расчеты:

- за командировки (гостиница, заказ и оплата проездных билетов, аренда автомобиля и т.п.);

- за купленные любые активы и за выполненные работы и услуги;

- за представительскими расходами (официальные приемы, оплата культурных программ, оплата услуг переводчиков).

Использование корпоративных карт позволяет предприятию:

- иметь круглосуточный доступ к счету предприятия;

- упростить работу кассы и бухгалтерии;

- уменьшить операционные расходы;

- отказаться от закупки валюты при заграничных командировках;

- заменить чековую книжку на “электронный кошелек”;

- ввести принцип бюджетирования на предприятии.

Постановлением Кабинета Министров Украины “Некоторые вопросы осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств” от 29.03.06 № 377 предусмотрено обязательное принятие специальных платежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги) с торговыми предприятиями объему операций из продажи товаров (предоставления услуг) свыше 5 млн. грн. в сроки с 1 июля 2007 г до 1 января 2009 p., в зависимости от вида деятельности и территориального размещения объектов хозяйствования.

Банками выпускаются различные карточные продукты. Например Приватбанк осуществляет операции с такими картами:

- VISA & MasterCard Platinum - это карты платинового стандарта, которые предназначены для топ-менеджеров компании с комплектом дополнительных карт, льгот и обслуживанием по VIP-стандартам;

- VISA Business Gold, MasterCard Gold - карты золотого класса для ключевых менеджеров компании, которые подчеркивают высокий статус держателя, включают дополнительные услуги и имеют высокую степень безопасности и качества обслуживания;

- VISA Business, MasterCard Corporate - карты серебряного класса. Они предназначены для менеджеров среднего звена. Предусмотрено кредитование овердрафт, а также ряд дополнительных услуг: страхование, бронирование мест в гостиницах, заказ билетов и т.д.;

- VISA Business AutoCard - специализированные карты автовладельцев, по которым предоставляется страховой пакет экстренной технической помощи, а также скидки в торгово-сервисной сети: АЗС, СТО, автомагазины;

- Blitz Business Card, Blitz Business Electron - недорогие эксклюзивные авторские продукты Приватбанка, не имеющих аналогов на рынке. Эти карты оперативные, удобные в оформлении и использовании.

Для учета движения денежных средств по картам открываются картсчета, на которые перечисляются средства из обычных текущих счетов. Услуги банка по открытию картсчетов и оформление корпоративных карт есть конечно платными. В то же время сами корпоративные карточки остаются в собственности банка.

В организации расчетов корпоративными картами на предприятии можно выделить следующие этапы:

- перечисление средств банку за открытие картсчета;

- перечисление средств предприятия на открытые картсчета;

- перечисление средств банку за оформление корпоративной карты;

- получение корпоративных карт и конвертов к них с ПИН-кодами;

- оприходование корпоративных карт на забалансовом счете;

- организация учета выдачи и возврата корпоративных карточек в бухгалтерии;

- организация учета движения денежных средств по корпоративными картами.

Для организации учета движения денежных средств по картсчету вводятся на счете 311 субсчета второго порядка, например: 3111 - текущий счет, 3112 - картсчет - неблоковані средства, 3113 - картсчет - блокированные средства. Субсчета 3112 и 3113 в банке относятся к одного картсчета.

Синтетический учет движения средств по карточному счету осуществляется в разделе журнала 1 по кредитом счета и 4 - по дебету. Основаниями для записи в журнал является авансовый отчет лица, которая пользовалась корпоративной карточкой, и документы, подтверждающие расходы и снятие наличных с картсчета. Данные авансовых отчетов подотчетных лиц, которые пользовались картсчету должны совпадать с выписками банка. Аналитический учет движения карт организуют на забалансовом субсчете 023 “Материальные ценности на ответственном хранении”.

Бухгалтерские проводки, связанные с корпоративными платежными карточками приведены в табл. 9.2.

 

Таблица 9.2.

Отображение операций, связанных с использованием корпоративных платежных карточек

 

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Сумма

Перечислены денежные средства банку за открытие карточного счета согласно договору

377

3111

50,00

Списаны расходы после открытия карточного счета

92

84

50,00

84

377

50,00

Перечислены средства с текущего на карточный счет

3112

3111

6000,00

Списана банком с картсчета плата за оформление корпоративной карты

377

3112

30,00

Расходы по оформлению корпоративной карты списаны на административные расходы

92

84

30,00

84

377

30,00

Получены платежные карточки и конверты к ним с ПИН-кодами

023

 

30*

Выдача платежной карточки подотчетному лицу (выдача платежных карт и отображение установленных лимитов расходования средств по ним ведется в отдельном регистре аналитического учета в разрезе доверенных лиц)

 

 

 

Оплачен платежной картой за проездные документы

372

3112

120,00

Получены подотчетным лицом суточные в банкомате

372

3112

180,00

Заблокированная сумма на картсчете в оплату услуг по выдаче денег через банкомат

3113

3112

1,80

Заблокирована на кредитной карте сумма для уплаты за гостиницу

3113

3112

450,00

Списана заблокирована сумма в счет оплаты за гостиницу

372

3113

450,00

Снята с картсчета плата банка за получение денег в банкомате

92

84

1,80

84

3113

1,80

Представлен в бухгалтерию авансовый отчет из командировки с документами, что подтверждают израсходованные суммы

92

84

750,00

84

372

750,00

Возвращена в бухгалтерию платежная карточка (делается запись в регистре аналитического учета выданных и возвращенных платежных карточек)

 

 

 

*Стоимость условная.