Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
§ 2. О сущности и существовании человека
Философская антропология занимает размышления как над метафизикой человека, так и над ее предметными проявлениями. Коротко говоря, осмысливает сущность человека, как непротиворечивую единство духа и плоти, а также существования человека или ее общественно-культурные измерения. Если дух и плоть - самотворчі структуры человеческого бытия, то природные замеры сообщают о способности человека к творчеству, осуществления (энтелехии). Личность - это деяние, которое полностью меняет человека.
Сущность и существование человека рассматривают с помощью различных подходов, получивших название: экзистенциального и есенційного.
Экзистенциальный подход интересуется категорией существования.
Существование - категория онтологии, обозначающая наличное бытие предмета, которое постигается чувствами. Это фактическая заданность чего-нибудь.
Экзистенциальный подход истолковывает человека как «экзистенцию», от лат. «exista» - «существую», то есть по сути не общую, однократную существо. Предпочтение отдается человеческой ситуации с одновременным акцентированием на иррациональных возможностях человека. Сосредоточенность на специфически человеческом существовании в мире замыкает представителей экзистенциального подхода на опосредованном отношении к феномену человека и останавливает их на суждениях и предметно-логической мысли. Видя предназначение человека в выходе «за пределы», сторонники человеческого существования понимают этот процесс как нарушение постоянства, который сопровождается трансформацией то «переворачиванием» естественных измерений человека.
Есенційний подход делает ставку на категорию сущность.
Сущность - категория онтологии на обозначения внутреннего, те особенности предмета, за пределы которых человек не может выйти и постигает разумом. Это становление, усилия чего-нибудь.
Есенційний подход стремится найти «специфически человеческое» риса, не отличную от других черт, которая обнаруживает человека собственно другой (неограниченной, полной) существом, не закованное в рамки детерминистического мира. Однако, погрузившись в собственное понимание есенційності, представители есенційного подхода продемонстрировали набор человеческих «першосутностей».
И экзистенциальный, и есенційний подходы в своем споре между сущностью и существованием в пользу одного пытались найти способы самосозидания человека как личности. За пренебрежение другой стороны, продемонстрировали одномерное понимание феномена человека и гибкость (многогранность) личности в процессе обращения до основания.