Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

§ 1. Антропология в контексте других разделов философии

Природа и свобода

 

Парадоксальный характер духа и плоти дает возможность постичь диалектический характер природы и свободы. То есть человека как явления и человека как сущности.

 

Природа - это пространство, что ограничивает духовные способности человека, условие, которое не позволяет индивиду развиться до уровня личности. Имея основания себя вне себя, природа стоит в причинно-следственной связи и относится к детерминистического мира. Это мир наличного бытия, который не подвергается изменениям, и подвластен розтлумаченю, проектированию, изучению и усвоению. Итак, природа - это то, что дается, фактическое сущее. Коротко говоря, внешний мир.

Свобода - это бытие абсолютного проявления человеческой сущности, способ самоосуществления человека. Это особое отношение, или внутренний мир. Отождествление природы с необходимостью, а свободы со случайностью - является ошибочным, ведь именно свобода содержит в себе необходимость, вечные причины человека. А природа, хоть и обеспечивает устойчивую непрерывность ее существования как вида, открывает возможности изменения человека до уровня «постлюдського будущего» (Фукуяма).

Вмешательства человека в сферу свободы невозможно из-за самозахищеність, совершенство его сущности. Это обеспечивает незыблемость человеческого в человеке, удержания ее креативного начала. Вмешательства человека в сферу природы деформирует окружающей среды и сопровождается явлениями клонирования, пластическими операциями по изменению не только внешности, но и пола, мутагенными продуктами питания, искусственным оплодотворением, эвтаназией.

Г. Декарт, признавая дуализм внешнего и внутреннего миров, предоставлял им характеристик протяженности (дихотомии) и мышления (безусловности). Философ доказывал ориентацию природы на закон мира, а свободы на закон мысли, чем проявлял дискретность материального и полноту духовного. По мнению И. Канта, природа и свобода - это разные сферы бытия, что существуют как возможность и действительность. Поэтому природу человек можно исследовать, а свобода является выражением опыта веры. Природа - потенциальное бытие, которое формируется под воздействием внешних факторов, свобода самодостаточна. В природе человек находится в свободе - есть.

Так, человек лишен выбора в наличном бытии и имеет возможность избирать в сфере свободы. При этом в мире внутренних сущностей человек не имеет выбора, ведь она не может избавиться от мышления, уничтожить мысль о Ничто и действует безальтернативно. В то же время человек как духовная сущность свободная преодолевать давление внешних обстоятельств, непосредственно признавая доминирующую сторону свободы над имеющимся (капризным) миром. Люди, хоть и ограничены выбором в познании внешнего мира, вынуждены осмысливать конкретные предметы, но каждый человек необходимо спрашивает о основание и без давления, добровольно ищет свои способы постижения бытия, обращаясь к определяющих причин человеческого.

Итак, человек - существо всемогущее и всеслабка. Что-то побуждает ее к действиям, и она пытается через выполнение видимого достичь настоящего и таким способом постичь себя. Человек не в силах окончательно победить свои природные замеры, однако, смиренно принимая все поражения, снова и снова спрашивает себя в стремлении приблизиться к пониманию собственной сущности, чем развивается до уровня личности.

Речь о природе и свободе человека выводит нас к пониманию повседневного и особого в ней. Это не противоположные, а необходимые, непринужденные стороны бытия, обеспечивающих целостное понимание себя и мира. Возвращая человека к себе, они утверждают ее неповторимость.