Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 7

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Альберт Швейцер

(1875-1965)

«Этика благоговения перед жизнью - это этика любви, расширенная до вселенских пределов. Это этика Иисуса, признана теперь в качестве за кономірного итоге ума»



Лауреат Нобелевской премии мира, протестантский теолог, философ, музыкант и врач Альберт Швейцер родился в Кайзерсберзі (Верхний Ельзац) в семье руководителя небольшой общины евангелистов. Семья имела глубокую просветительскую традицию. С пяти лет отец начал давать сыну уроки музыки; в семь лет то удивил свою школьную учительницу блестящим исполнением достаточно сложной мелодии, к которой добавил еще и самостоятельно подобранный сопровождение; в девять лет Альберт впервые занял место органиста во время церковной службы в Гюнсбасе.

Школа, «реальная школа и гимназия сформировали основы научной и мировоззренческой картины любознательного ребенка, который более всего интересовалась историей и естественными науками. Труднее ему давались языки и математика. Однако настойчивость брала свое и уже скоро из этих предметов Альберт имел отличные успехи. Параллельно он занимался музыкой.

Философское и теологическое образование будущий мыслитель получил в Страсбургском университете, продолжил ее в Сорбонне. Там же он защитил докторскую диссертацию по теме «Философия религии Канта», а через год - защитил докторскую по теологии. Страсбургский университет, позже вспоминал Швейцер, в те времена переживал период своего расцвета. В нем работали молодые преподаватели, которые тянулись к наукам и втягивали в них своих студентов. «Везде ощущалось свежее дыхание молодости», - писал А. Швейцер, вспоминая университет и его профессорско-преподавательский корпус.

Швейцер много и упорно работает. Интеллекта (диссертации по философии) и музыке (игра на органе), он отдает практически все свое время. Способный и настойчивый юноша мог работать сутками, не обращая внимания на усталость и бессонную ночь, проведенную за книгами. «Диссертацию по Канту» А. Швейцер писал, не обращаясь к коментуючої литературы. Он пытался «понять Канта» лишь «с самого Канта». Результат оказался более чем интересным: молодой исследователь сумел проникнуть во внутренний смысл философии религии Канта и представить сюжеты, которые впоследствии легли в основу его собственного мировоззрения.

Поле интересов А. Швейцера - безгранично: философия, теология, история культуры, теория музыки, медицина и т.д. Он пишет книгу о музыке Баха; выступает с органными концертами при Страсбургском университете; штудирует медицину; преподает в университете, пишет объемную и интересную книгу по истории жизнь Иисуса «От Реймаруса до Вреде»; защищает докторскую диссертацию по медицине «Психологическая оценка Иисуса: характеристика и критика» и, в конце концов, уезжает в Африку для строительства больницы и лечения больных африканцев.

А. Швейцер залишим огромное литературное наследство. Кроме названных произведений, его перу принадлежат: «Христианство и мировые религии», «Мистика апостола Павла», «Царство Божие и христианство» , «Упадок и возрождение культуры», «Культура и этика», «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистицизм и этика».

Предметом первоочередного внимания А. Швейцера была проблема «надлома европейской культуры», которая, по убеждению ученого, находится в глубоком кризисе, что проявляется в примате материального над духовным, социального над индивидуальным. Культура утратила свой изначальный связь с этическими идеалами, а потому утратила способность духовно возвеличивать личность и общество. Возрождение культуры может произойти только по принципу «благоговения перед жизнью», в обоснование которого ученый и философ привлек все свои теологические, философские и естественно-научные познания, знания и способности.

А. Швейцер считает этические принципы такими, что имманентно присущи человеку. В интегрированном виде они предстают как «жажда к жизни». Человек, рассуждает философ, должна повиноваться «высшему откровению жажды к жизни», утверждать жизнь собственным существом, духом и трудом.

Главная задача философии, науки и религии, считал А. Швейцер, заключается в том, чтобы соединить цивилизацию с моралью и культурой. Для этого нужны не столько революционные изменения, сколько «личные усилия» индивиду. Философ отказывался принимать непосредственное участие в политических акциях своего времени, призвал к «активной духовно-нравственной деятельности», мира и взаимопонимания между народами. Свое негативное отношение к войне, фашизму и милитаризму он пытался утвердить проповедью идеи любви к жизни, а также работой в госпитале. Гарантом мира в Европе, по мнению А. Швейцера, является радикальное сближение мыслящей и творческой интеллигенции Германии и Франции.

Особым периодом в жизни А. Швейцера стал период жизни (1913-1917 гг.) в Африке. «Приемный сын Африки» - такс имя заслужил А. Швейцер благодаря своей подвижницькії! труда в качестве врача на Африканском континенте.

Параллельно с лечением А. Швепцер давал уроки французского, изучал психологию африканцев, размышлял о различиях «туземной» и «континентальной культуры», вечные ценности и человеческое счастье. Там же было в основном завершено написание знаменитой фундаментального труда «Философия культуры». Книга включала в себя такие сюжеты, как размышления о нынешний упадок культуры и его причины; обоснование принципов благоговения перед жизнью в связи с попытками европейской философии обосновать мировоззрение этического миро - и жизнеутверждения; философии благоговения перед жизнью; размышления о «культурное государство». Первая мировая война сделала Швейцере и его жену военнопленными. Философ подхватил дизентерию и только навыки врача, добытые в Африке, помогли ему преодолеть эту опасную болезнь.

Вернувшись к Срасбурга, философ занялся изучением мировых религий, музыкой, этикой, подготовкой книги воспоминаний об Африке. Именно в этой книге А. Швейцер показал, что интересы колонизации и интересы культуры не всегда совпадают, что лучшим для африканцев был бы такое положение дел, при котором, находясь на минимальном расстоянии от главных путей мировой торговли, они постепенно превращались из кочевников в оседлых земледельцев и ремесленников. Однако, это невозможно. Во всяком случае, доказать колонизацию до такого завершения, при котором осуществляется развитие культуры, очень трудно. Рост экспорта, делает вывод А. Швейцер, не всегда свидетельствует развитие колонии; это может также означать, что колония находится на пути разрушения и упадка.

В Европе философ ведет умеренный образ жизни, путешествует, дает концерты музыки. Вторая поездка в Африку была осуществлена в 1924 -1927 гг., третья-1929-1930 гг. Восстановление больницы, лечебная и миссионерская деятельность, размышления над «вечными проблемами культуры и морали» - таким было поле деятельности А. Швейцера в последние годы. Он глубоко переживал ситуацию расстройства культуры, разлома мира, «переполненного непостижимым таинством и страданиями», а особенно то, что, по его словам, «родился в период духовного упадка человечества».

Преодолеть ситуацию ученому удалось путем размышлений, которые привели его к утверждению этическому принципу благоговения перед жизнью - мировоззрения, утверждает философию примирения, миро - и життетворення и этику как взаимообусловленные результаты мышления. Последнее есть не что иное, делает вывод А. Швейцер, как этика Иисуса, признана теперь в качестве закономерного итога мышления.

Как и ранее, философ ведет просветительский образ жизни, мало связан с конкретными политическими противоречиями эпохи.

Правда, в 1954 году А. Швейцер нарушил свой принцип и выступил с антивоенной речью «Проблемы мира в современном мире» на вручении ему Нобелевской премии мира, а также обратился с призывом по радио о запрете ядерных испытаний. В последние годы жизни А. Швейцер поставил свою подпись под обращением лауреатов Нобелевской премии за восстановление мира во Вьетнаме.