Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
§ 1. Антропология в контексте других разделов философии
Человек как «гражданин двух миров»
Человеческое бытие имеет своеобразную структуру. Человек одновременно является высшим и низшим существом. Такое необходимое сосуществование полярных качеств и составляет ее сущность. В сознании и переживании своего противоречия человек обмислює себя как загадку в мире. Когда мы говорим о человеке как «гражданин двух миров», то обращаем внимание на непосредственное взаимодействие двух «бытийных инстанций», двух составляющих «формулы человека». Пренебрежение или переоценка одного из них непременно приводит к схематического, одностороннего осмысления феномена человека.
С одной стороны, человек вброшена в жизни и погружена в его поезда. Как плоть (психически-телесная материя) она ограниченная и временная. Одновременно только так человек может утвердить себя через актуализацию своего существования и осознать бессмысленность одноразового конкретной жизни. С другой стороны, человек причастен к духовному миру и является существом трансцендентальною. Как дух, она непринужденно побуждает себя к встрече с целым миром и творит бессмертное. Основание духа и плоти едина. В природе нет ничего одинакового и дух является бесподобным, неповторимым.
Вовлеченность человека в «двух миров» поднимает вопрос о макрокосмічність и мікрокосмічність человека, общечеловеческое и индивидуально-уникальное в ней. Идея человека как микрокосмоса признает ее целостным малым Вселенной, предполагает ее укорененность в естественное се-среда, определяет чувственный характер человеческого бытия и осмысливает ее как тело (вещь). В соответствии макрокосмічність рассматривает человека как равную по силе Вселенной, не изолированную от космоса. Парадоксальное сочетание непротиворечивой сущности человека касается ее свідомісних усилий преодолевать предметные слои действительности и, начиная с нуля, через самоотречение, открывать в себе единство бытия и небытия. Иначе говоря, естественной способности к Абсолютному.
Как дух, так и плоть, имеют много смысловых объяснений. Подробное разъяснение феномена духа дал Бы. Спиноза; дух - то, что бодрит, дает мудрость, силу к жизни. По плоти, то устойчивым является представление, что она охватывает не только тело, а еще и греховные побуждения. Часто в истории философской мысли дух и плоть представали мирами - соперниками, что в конкурентной борьбе доказывали перемежающуюся доминирование одного над другим. Такое противостояние обусловлено человеческой особенностью распределять все в зависимости от временной и культурной ориентации на духовное или плотское. Яркими примерами могут быть античные греки, которые считали, что целостность человека проявляется через красоту и совершенство тела, то волюнтаристские концепции, что призывали прислушиваться к «голосу крови». И представители Средневековья, которые отличались представлениям, что все плотское противно духу. Они воспевали дух и осуждали «смысл земли» - бренный мир зависит от мира света и добра.
Настоящее имеет возможность взглянуть на весь исторический процесс развертывания проблемы духа и плоти целостно и утверждает внутреннюю самодостаточность двух начал бытия человека. Предметный взгляд на плотское подчеркивает его физической сути, биохимическом или физиологическом средоточии, в котором действует вегетативный закон, и подает его в редуцированном виде. Если посмотреть на тело, не как на «тюрьму» (Платон) или «заблуждение» (Декарт), а как на «храм» (Соловьев), мгновенно проясняется формальная (необходима) сущность плоти. Тело - обитель внутреннего мира человека. Оно предоставляет возможности «исчерпанности» себя и «вместилища» большего в себе. Абсолютизация духа, в свою очередь, приводит к претензий на исключительную значимость и оторванность (приобретенную одиночество) человека от действительности. Будучи не животным, не ангелом, человек есть воплощенная в духе тайна или одухотворенное в теле чудо. У человека - метафизическая (умная) конституция.
Непротиворечивая единство плоти и духа укрепляет человека на правах «гражданина двух миров», подтверждает априорную способность человека быть внутренне самобуттєвою, свободной, способной к апостериорных выражений трансцендентного и к самоопределению как личности.