Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
3. Экзистенциальная философия: сущность и разновидности

Постпозитивизм.

В 60 - 70-х годах XX в. под влиянием идей Карла Поппера сложилась течение постпозитивізму. Это множество методологических концепций, пришедших на смену тем, которые склонялись к методологии логического позитивизма. Постпозитивизм является этапом в развитии философии науки. Основные представители: Томас Кун, Имре Лакатос, Стивен Тулміп, Уильям Селларс, Джон Агасси, Пауль Фейєрабенд и др. Специфические черты постпозитивізму: во-первых, отход от ориентации на символическую логику и обращение к истории науки, постепенный отход от демаркаціонізму; во-вторых, отказ от комулятивізму в понимании развития знания (теория антикомулятивізму); в-третьих, существенное изменение проблематики методологических исследований. Характерными для постпозитивізму есть проблемы фальсификации: правдоподобности научных теорий, рациональности, понимание, социологии знания.

Практически все представители постпозитивізму оставили значительный след в обосновании сущности научной теории. Карл Поппер исходил из того, что, во-первых, научная теория должна иметь избыток эмпирического материала; во-вторых, новая научная теория должна объяснять все последствия старой теории; в-третьих, научную теорию следует подвергать фальсификации и опровергать, если возникают новые факты; противоречивая теория должна отбрасываться как ненаучная. Британский философ Имре Лакатос разработал универсальную концепцию развития науки, основанной на идее конкурирующих научно-исследовательских программ. Исследовательские программы является серией теорий, сменяющих друг друга и объединены определенной совокупностью базовых идей и принципов, составляют единицы развития научного знания. Научно-исследовательская программа, по Лакатосом состоит из ядра (совокупность научных допущений, сохраняющихся без изменения во всех теориях); защитного пояса (вспомогательные гипотезы, что защищают ядро от фальсификации); положительной и отрицательной эвристики (методологические правила, способствующие позитивному развитию).

Влиятельной частью постпозитивізму является критический рационализм (Карл Поппер, Пауль Фейєрабенд, Джон Агасси и др.). Течение сформировалась как попытка преодолеть основные противоречия неопозитивизма, однако не выходит за пределы традиционной позитивистской философии. Критический рационализм в своем развитии прошел несколько этапов: 20 - 30-е годы - формирование методологической доктрины Карла Поппера; 40 - 50-е годы - распространение идей Карла Поппера на сферу социальной философии и социально-исторического знания; 60 - 70-е годы - онтологическая реформа, сращивание с реформистской социал-демократической идеологией; 70 - 80-е годы - ревизия ортодоксального попперіанства и его модернизация с помощью идей социологии науки, социальной психологии, герменевтики и др. Критический рационализм опровергает учение о скрытые сущности и інструменталізм: научные теории и законы не имеют описательных характеристик. В критическом рационализме выражено стремление отделить сферу рациональности (науку) от псевдонауки, метафизики и идеологии, разграничить их. Критикуя рационализм, критический рационализм выступает не только способом характеристики научного знания, но и нормой поведения ученого в ситуации исследования. Критический рационализм переплетается с традициями социальной инженерии и социальной терапии, образуя совокупность концепций, направленных на решение конкретных проблем социальной жизни, однако в его рамках не сформулировано программы перехода от закрытого общества к открытому.

Сдвигом критического рационализма в сторону либерализации требований рациональности стал методологический анархизм американского философа Пауля Фейєрабенда. Основная идея учения в том, что любые нормы деятельности не являются адекватными в разные периоды, отрицается возможность универсального метода познания, потому что любое развитие знания предполагает отказ от старых методов, делает вывод, что рациональность является продуктом истории. Отстаивается позиция теоретического и методологического плюрализма: существует множество равноправных типов знания, и это способствует росту знания и развитию личности. Вообще постпозитивизм сыграл значительную роль в развитии философии науки.

Характерной особенностью современного естествознания является формирование концепции глобального эволюционизма как системы представлений о всеобщий процесс развития природы в разнообразных ее конкретно-исторических формах. Наука второй половины XX в. ликвидировала противопоставление биологии и физики в понимании эволюции. Стало понятным, что процесс становления, усложнения организации присущ не только биологическим системам, но и системам неорганической природы (концепция эволюции Вселенной Фридмана и Хаббла, не равновесная термодинамика у Ильи Пригожина, синергетика, идея самоорганизации в кибернетике и теории информации Винера и Эшби). Эволюция присуща не только макроскопическим телам, но и мира элементарных частиц, всем типам физических взаимодействий. Если раньше считали, что Вселенная как целое не может развиваться, является стационарным, то в XX в. возникла теория Вселенной, которая расширяется. По теории «великого объединения», на начальной стадии эволюции Вселенной физическая реальность претерпела особых фазовых переходов, связанных со спонтанным нарушением симметрии вакуума, в результате чего единая физическое взаимодействие «расщепилась» на ее современные модификации - электромагнитную, сильную и слабую. Идея развития не только проникает во все сферы природных явлений, но и приобретает глобального космического значения: пределы применения идеи расширились от микромира до Метагалактики Такой факт нашел свое воплощение в формировании нового научного направления, изучающего механизмы самопроизвольного (спонтанного) возникновения упорядоченных структур в от крытых нелинейных системах - синергетики.

Синергетика открывает необычные стороны мира: нестабильность и режимы с обострением (режимы гиперболического роста, когда характерные величины многократно вырастают, вплоть до бесконечности за конечный промежуток времени), не линейность и открытость (различные варианты будущего), все возрастающую сложность формообразований и способов их объединения в целостности, что эволюционируют (законы коэволюции). Синергетика дает возможность шире взглянуть на процессы развития и глобальной эволюции и разработать основные принципы современной концепции самоорганизации. К созданию синергетической концепции самоорганизации не существовало общей системы исследования, на основе которой можно было бы проанализировать и свести в единое целое разнообразные результаты, полученные в астрономии и космологии, физике и химии, биофизике и биохимии, генетике и молекулярной биологии, геологии и экологии. На основе исследований в настоящее время формируется новый взгляд на мир. Универсум рассматривается как сложно организованный, открытый, является не устоявшимся, а тем, что находится в становлении; не просто существующим, а непрерывно возникающим миром. Понятие бытие и становление объединяются в единую понятийную систему. Идея эволюции органично входит не только в науки о живом, но и в физику, космологию. Современная наука окончательно разрушает миф о жестко определен и стабилен Вселенная. «Мир более не кажется музеем» (Илья Пригожин), а рассматривается как процесс, как последовательность деструктивных и креативных процессов, в которых важную роль играют не только определены, но и стохастические процессы. Мир полон неожиданных поворотов, связанных с выбором путей дальнейшего развития. Философы начинают видеть новые взаимосвязи, и Вселенная, в свете новых знаний и нового опыта, является системой, которая эволюционирует как единое целое. Вселенная - это не механизм, однажды заведенный Внешним Наблюдателем (Умом), судьба которого определена раз и навсегда, а система, которая непрерывно развивается и самоорганизуется.

Значение открытия определенных закономерностей процессов самоорганизации и реорганизации сложных систем синергетикой заключается в том, что радикально изменилось понимание отношений между гармонией и хаосом, упорядоченностью и беспорядком, информацией и энтропией: оказалось, что хаос является не абсолютной антитезой гармонии и результатом разрушительных сил, результатом непреодолимого роста энтропии, как это казалось ранее, а переходным состоянием от одного уровня упорядоченности к другому, более высокому типу гармонии. Такой вывод, полученный при изучении термодинамических систем, сразу же распространен основателями синергетики - Ильей Пригожиным, Гансом Хакеном, Сергеем Курдюмовым - на социокультурные процессы. Такое широкое применение принципов и закономерностей синергетики ставит вопрос о необходимость их философского осмысления и обоснования.

Формируются предпосылки для разработки современной философской системы понимания процессов развития, которая бы включала такие их стороны, которые не может объяснить классическая диалектика. Среди важнейших - не линейность и многовариантность (альтернативность), стохастичности и непредсказуемость процесса развития, конструктивная роль хаоса (беспорядка) и случайности в возникновении нового.

Человечество как целостность, включая и наиболее развитые страны, в современных условиях встретилось с проблемами и конфликтами, решение которых пока что никто не способен предложить: это судьба технологической цивилизации, драма современного гуманизма, взаимодействия общества и природы и др. И не случайно, что именно в XX в. формируются новые философские течения, которые пытаются теоретически (а иногда

и практически) решить некоторые из проблем. Это, прежде всего, философия глобальных проблем (Ауремо Печчеи, Анри Кинг, Лео Браун, Дэвид Форрестер и др.). Основной проблемой, которую выдвинула и пытается решить это течение, является поиск объединения, чтобы мир как совокупность глобальных связей трансформировался в мир как единая целостность. Философия глобальных проблем апеллирует к становлению глобального сознания как решающего субъективного фактора будущего мирового развития. Глобальное сознание должно осуществить переход от национальных амбиций и геополитических притязаний к транснациональных ценностей и гуманистических. Философия техники (Хельмут Шельскі, Франс Рапп, Жак Эллюль и др.) - направление философско-методологических и мировоззренческих исследований техники в современности. В современных условиях философия стремится активно обсуждать и осмысливать ключевые проблемы развития цивилизации, возрастает значимость и заинтересованность социальной философии, политической философии, философии культуры.