Основы философских знаний
Раздел второй ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ
Онтология - учение о сущем, первооснову, систему наиболее общих понятий материи, с помощью которых постигается, осмысливается действительность. Еще в XVII в. немецкий философ Ральф Гоклініус, рассматривая суть бытия, ввел понятие онтология для определения отдельной области философского знания, изучающая сущность и содержание бытия мира, основы всего сущего: материю, движение, развитие, пространство, время, необходимость, причинность и т.д. Проблемам онтологии посвящены почти все философские системы. В частности, начиная с XVII в. в Киево-Могилянской академии в курсах метафизики освещались вопросы онтологии: взаимодействие бытия и сущности, сущности и существования и др. Тогда же считалось, что бытие имеет три основных определения: единое, истинное и доброе. В первой половине XX в. в Европе философское жизни характеризуется поисками, попытками создания общей онтологии, формулируется не только концепция неотомизма с его старыми теологическими объяснениями бытия, но и феноменология Эдмунда Гуссерля с отказом от гносеологізму и философия Макса Шеллера, направленная на прорыв к реальности. Наиболее полно проблема онтологии отражается в неореалістичній новой онтологии Николая Гартмана, немецкого философа - идеалиста, где познание выступает вторичным. Распространен в 20 - 60-х годах XX в. экзистенциализм развил субъективную онтологию. В центре философии Мартина Хайдеггера стоит проблема содержания бытия, которое раскрывается через анализ субъективного человеческого существования. Экзистенциалист Жан-Поль Сартр стремился создать феноменологическую онтологию.