Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
3. Экзистенциальная философия: сущность и разновидности

Неопозитивизм.

Конец XIX - начало XX в. отличились резкой критикой классической философии за широкомасштабное рассмотрение проблем бытия, человека и сознания. Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное положительное знание можно получить лишь как результат отдельных конкретных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Создателем позитивизма был французский мыслитель Огюст Конт, который провозгласил разрыв позитивной науки с философией и ее метафизической традиции. Идеи Огюста Конта разделяли Герберт Спенсер, затем присоединились Эрнст Мах и Рихард Авенариус (вторая волна позитивизма), а начиная с 20-х годов и до современности - третья волна позитивизм, или неопозитивизм. Неопозитивизм представляют известные ученые: Мориц Шлик - логик, математик и философ Бертран Рассел, основатель философии лингвистического анализа, известный английский общественный деятель, философ Людвиг Витгенштейн, Карл Поппер - логик и методолог. Обвиняя философию в неясности толкований, усложненности языка, в бесконечных и бесплодных спорах, полумістичних концепциях, неопозитивісти предложили всю эту «метафизику» решительно отбросить и в противовес ей основать новое «положительное» знание на базе научности. Неопозитивісти провели переоценку ценностей и приоритетов философии, пользовались критериями «строгих наук» и формальной логики.

Неопозитивизм - одно из направлений философии XX в., современная форма позитивизма. Неопозитивизм лишает философию ее предмета, считая, что знание о действительности дается лишь в повседневности или в конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, где отражаются результаты таких форм мышления. Философский анализ с позиций неопозитивизма не распространяется на объективную реальность, а ограничивается лишь непосредственным опытом или языком. Ранний неопозитивизм Венского кружка, ограничивая непосредственный опыт индивидуальными переживаниями, непосредственно приходит к солипсизма. Наиболее влиятельной разновидностью неопозитивизма стал логический позитивизм. К общей платформе неопозитивизма примкнули и английские философы - аналитики, последователи Джорджа Мура - Джо Стеббінг, Уильям Уїсдом и др. Неопозитивістськими были и философские взгляды ряда представителей логической львовско-варшавской школы. Основная идея: философия должна объяснять жизнь человека, учитывая структуру языка. Рядом с такими классическими направлениями есть еще ряд весьма разнородных, а часто и противоречивых неопозитивістських течений. Однако есть общее и противоречивое, что их объединяет. В отличие от классического позитивизма Огюста Конта и Герберта Спенсера, неопозитивісти видели задачу философии не в систематизации и обобщении конкретно-научного знания, а в деятельности по анализу языковых форм знания. Поэтому предметом неопозитивістської философии стала язык науки как способ выражения знания, а также деятельность анализа знания и возможностей его выражения в языке. Неопозитивизм как явление философской культуры имеет основные черты: во-первых, образцом для методологических построений взято формально-логические конструкции, а орудием методологических исследований стал методологический анализ языка науки; во-вторых, основное внимание обращается на анализ структуры научного знания, отделение процесса появления нового знания от процесса его обоснование; в-третьих, обоснование идеологии демаркаціонізму, то есть разграничения научного и ненаучного знания, эмпирической науки и формальных наук. Методом демаркации стала фальсификация, принципиальная спростовуваність любого утверждения, что относится к науке.

Неопозитивизм, исследуя широкий круг методологических проблем, способствовал развитию философии науки - направления, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности. Для нее характерно: во-первых, выделение науки как знания и деятельности; во-вторых, исследование логических структур, соотношение философии и науки; в-третьих, взаимосвязь науки и общества, исследования науки как феномена научно-технической революции и научно-технического прогресса; в-четвертых, проблема синтеза различных наук. Неопозитивизм продолжает влиять и на современные исследования по философии. Неопозитивісти, не соглашаясь с критикой принятых ими четких различений аналитического и синтетического, теоретического и эмпирического, осмысленного и такого, что не имеет смысла, в познании, аргументируют это так: для ясно обозначаемого представление научного познания и характеристики всех знаний, как соответствующих или несоответствующих ему, необходимо в самом языке освободиться от непізнавальних употреблений терминов и высказываний (для выражения уверенности, сомнения, просьб, приказов и др.). Для познания, призванного дать истинные знания, существенные только те употребления языка, что способны различать субъективное и объективное, теоретическое и эмпирическое, формальное и содержательное, истинное и ложное и др.