Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 7
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Юрген Хабермас
(Рожд. 1929)
Немецкий философ, создатель теории коммуникативного действия, выдающийся представитель так называемого второго поколения теоретиков Франкфуртской школы, последователь Адорно и Хоркхаймера, Юрген Хабермас изучал философию, психологию, историю, экономические науки и немецкую литературу в Геттипгені, Цюрихе, Бонне; работал ассистентом у Т. Адорно во Франкфурте; в должности профессора в Гейдельбергском, затем Франкфуртского университетов, а еще позже - ректором Института исследования жизненных условий вблизи Мюнхена. В последнее время Ю. Хабермас занимает должность профессора университета Франкфурт-на-Майне, керосин лекции в США, различных университетах Европы и в Москве.
В 60-е гг. он становится известным как один из идеологов «новых левых», от которых отмежевался в связи с распространением среди членов движения культурно-нігілістичних и левоэкстремистских тенденций. По мнению Хабермаса, в современных условиях экономические закономерности капитализма модифицированные влиянием государства, получившей функции планирования и регулирования производства
и распределения (социализм). Политически это позволяет государству достигать классового компромисса в рамках существующих формально-демократических структур. Итак, источник общественных кризисов перешло из экономической в административно-управленческую сферу. Поэтому социальные кризисы теперь имеют социокультурный характер: управление, базирующееся на принципах рациональности, вступает в конфликт с реально господствующими в обществе иррациональными мотивами поведения.
Основными работами Ю. Хабермаса является: «Теория и практика», «К реконструкции исторического материализма», «К вопросу о логике социальных наук», «Революция, что опоздала», «Тексты и контексты», «Включение Второго. Основы политической теории» и др.
Современный мир Ю. Хабермас трактует как крайне противоречивый, что оказывается в «системном кризисе», которая ведет к нарушению социальной интеграции и личной идентичности членов общества. Это в равной степени касается как «капитализма», так и «социализма». Выход из ситуации, по мнению философа, находится в переходе от «инструментальной деятельности» к «коммуникативного действия» - к такого взаимодействия индивидов, которое упорядочивается взаимно принятыми (согласованными) нормами. Коммуникативная взаимодействие, по Хабермасу, разворачивается следующим основным направлениям: стратегическим, норморегулятивним, экспрессивным (драматургійним) и коммуникативным.
Важную роль в анализе теории коммуникативного взаимодействия Ю. Хабермас придает понятию «жизненный мир», через который формируется коммуникативный контекст и который одновременно является своеобразным резервуаром («ресурс интерпретаций»), с которого можно было бы почерпнуть те или иные нормы (образцы) для достижения консенсуса.
Ведущей темой социальной философии Хабермаса стала проблема активной, «политически функционирующей» общественности. Философ обращается к проблематике межчеловеческого взаимодействия - «интеракций» (коммуникаций), сосредотачиваясь на проблеме отличия истинной коммуникации от ложной. Противопоставление социокультурного «жизненного мира» институциональным структурам общества, а также інтерсуб'єктивного понимание «практических вопросов» инструментальной манипуляции, «техническим вопросом» создает противоречия, порождающие кризис легитимации современного общества, которое само по себе способно через институциональные структуры реализовать творческий потенциал человека. Согласно двух типов интеграции, в современном обществе Хабермас определяет два типа поведения относительно решения жизненного вопроса о взаимосвязи людей, коммуникацию: коммуникативную и стратегическую.
С самого начала концепция материалистического понимания истории вызвала у Хабермаса, как собственно и во многих других философов, неоднозначное отношение. Одни ученые восхищались ее логикой и изящной однозначностью, другие категорически не принимали как такую, что схематизує исторический процесс и ориентирует пролетариат на разрушение викристалізованих обществом исконных устоев жизни. Именно это предопределило историческую судьбу марксистской концепции общественного развития: с момента возникновения и до наших дней с ней связывали надежды на построение социально справедливого коммунистического будущего; ее обвиняли в низость от общецивилизационных основ общественного развития человечества.
Своеобразное отношение к материалистического понимания истории формируется в наше время. Полнейшее восхищение одних и заперечувальний пафос других теоретиков уступают место трезвому, научному анализу марксистской концепции. Это дает возможность выявить как ее достижения, так и существенные недостатки, определить ее место в системе эволюции научных взглядов на историю, эвристические возможности относительно ее объяснения.
Теория социальной эволюции известного немецкого философа Ю. Хабермаса является наиболее обоснованной из попыток теоретического переосмысления марксистской концепции истории. По выражению одного из представителей Франкфуртской школы А. Вельмара, «теория Хабермаса, критически воспринимая Маркса, пытается с помощью Маркса выйти за пределы Маркса. Она исходит из новых исторических обстоятельств и направлена на ревизию Маркса» (Цит.: Гайда А. В. «Материалистическое понимание истории и теория социальной эволюции» Ю. Хабермаса //Филос. науки. - 1983. - №1. - С. 85). Какие же новые возражения против марксизма находит Ю.Хабермас и что в связи с этим он предлагает?
Прежде всего ученый обвиняет существующие варианты марксизма в неспособности раскрыть специфику современного капиталистического общества. По его мнению, марксистская теория принципиально не может объяснить ряд его социальных явлений. К ним, в частности, Ю. Хабермас относит: факт существования новых - некласових отношений между базисом и надстройкой; потерю отчуждение производителя от продукта его труда; исчезновение пролетариата как носителя будущей социальной революции, за что «любая революционная теория теряет за этими обстоятельствами своего адресата»; своеобразие социалистических реалий как таковых, что принципиально не укладываются в концепцию материалистического понимания истории.
Вместо традиционно-марксистской интерпретации социальных процессов и явлений Ю. Хабермас предлагает теорию социальной эволюции как наиболее адекватной концепции истории, что существенно видоизменяет исторический материализм, преодолевает его односторонность.
Главную слабость марксистской концепции истории ученый усматривает прежде всего в понимании К. Марксом феномена труда. К специфически человеческих форм жизнедеятельности эволюция пришла не только под влиянием труда и, главным образом, не через труд, считает. Ю. Хабермас, а благодаря общению и языку. Именно язык предстает тем сверхъестественным феноменом, который обеспечивает уровень социокультурного развития, формирования человека как носителя общих коммуникативных ролей. Лингвистический анализ языка становится для Ю. Хабермаса фундаментом создания общей теории эволюции социального, потому что именно языковая коммуникация и языковое понимание создают предпосылки для практического осуществления предполагаемых форм жизни, соответствующих форм социальной действительности.
Лингвистический и социальный процессы, за Ю. Хабермасу, идут параллельно друг другу. Деформирована коммуникация порождает деформированное социум. Ложное понимание жизни негативно отражается на обществе. Совершенная коммуникация гарантирует морально-духовное совершенствование личности, что скажется положительными изменениями во всех жизненных проявлениях.
Марксистский анализ истории развития общества, как истории становления соответствующих форм труда, Ю. Хабермас пытается заменить историей коммуникативных процессов. Категории «производительные силы» и «производственные отношения» должны уступить место более общим понятием «труд» и «интеракция». Под трудом философ понимает инструментальную действие, или рациональный выбор, понятие «интеракция» охватывает все коммуникативные действия - институциональные границы, в рамках которых осуществляется социально-культурная жизнь.
Инструментальные и коммуникативные действия, за Ю. Хабермасу, отражают три основные сферы человеческой деятельности: труд, язык и власть, их соотношением определяется вид и качество социального. Поскольку указанное соотношение исторически постоянно менялось, всю социальную эволюцию можно представить как историю общественных принципов организации, которые сменяли друг друга. Этот процесс происходит на основе проникновения человека в сущность социального, то есть понимание, которое достигается обучением, образованием. Таким образом, исторический процесс ученый рассматривает как социокультурный процесс обучения, а фундаментальную основу социальности - в том, что каждый должен учиться. Согласно уровню обучения формируются общественные принципы организации, изменение их встает социальной эволюцией человечества от элементарных до развитых универсальных форм социальности.
Исходя из этого, Ю. Хабермас пришел к выводу о существовании четырех общественных формаций человеческой истории: передвисоко-культурной, традиционной, капиталистической, посткапіталістичної (государственно-социалистической). Переход от одной к другой происходит путем сознательной замены принципов общественной организации, а не через борьбу и революцию, как считают марксисты. Именно политическая дискуссия, что приводит к установлению оптимальных форм коммуникации, и является тем «волшебным ключом», который открывает оптимальные решения относительно лечения безнадежно больного общества.
Итак, еволюціоністська концепция Ю. Хабермаса направлена против основы основ марксизма - учение о классовой борьбе как главного источника общественного развития. Ученый пытается доказать, что не революция, а эволюция отражает неуклонный прогресс человечества по лестнице прогресса. Он делает попытку убедить общественность, особенно политических деятелей, стабилизацию социальной системы, решения разнообразных проблем можно осуществить путем свободной политической дискуссии, а не классового противостояния и конфронтации.
Известно, что корни теории социальной эволюции Ю. Хабермаса содержатся в учении о языковые игры Л. Витгенштейна, прагматике М. Хомского, теории інтерсуб'єктивності Е. Гуссерля, психоанализе 3. Фрейда и особенно - в історицизмі и герменевтике В. Дильтея. Ю. Хабермас увлекался В. Дільтеєм, ценил его историческую концепцию, хотя, конечно, развил ее в соответствии с социально-научного опыта XX в.
В последнее десятилетие Ю. Хабермас интересуется такими проблемами, как «модерн» и «постмодерн», либерализм и коммунитаризм, проблема демократии и правового государства, административной власти и конституции, теории языка и языковых коммуникаций. По каждому из этих вопросов Ю. Хабермас высказывает собственную точку зрения, взвешенную и обоснованную в контексте всей полноты современной философской культуры.