7 КЛАСС
Тема 2. Композиция музыкального произведения
Урок 22
Тема урока. Особые метро-ритмические характеристики музыки. Работа над песней "Гей, ви, козаченьки". Слушание музыки. М. Скорик. "Гуцульский триптих"
Цель урока: обобщить знания учащихся о построении музыкального произведения, работать над художественным исполнением песни, развивать музыкальную память и певческие навыки; воспитывать интерес к музыкальному искусству.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, нотная запись, портрет композитора.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
Пение упражнения с доски, сольфеджуючи.
- Что менялось в этих упражнениях во время пения?
(Размер, ритм, темп. Все музыкальные произведения исполняются в установленном темпе, что создает определенный характер произведения. А ощущение темпа зависит от размера).
- Какие величины вы знаете?
(Простой и переменный).
- В каком упражнении вы заметили переменный размер?
(В И).
- Что характерно для II упражнения? (Встречается синкопа).
- Что такое синкопа?
III. Перейдем к песне.
- Какую песню изучали на прошлом уроке? („Гей, ви, козаченьки" Г. Татарченко).
1. Обработка текста на всех куплетах.
2. Работа над исполнительским развитием: широко, наспівно, передавая героический характер.
IV. Слушание музыки.
1. Вступительная рассказ.
В 60-х годах XX в. ярко вспыхнул талант молодого композитора из Львова Мирослава Скорика. Кроме классического направления, молодой музыкант интересовался эстрадой и первый внес в украинскую „легкую” музыку ритмы джаза и рок-музыки. М. Скорик родился в 1938 г. в Львове. Его семья была тесно связана с искусством. Дедушка был известный фольклорист, а сестра бабушки - знаменитая украинская певица Соломия Крушельницкая. Он рос в атмосфере высокой духовности, очень рано проявил склонность к музыке. Учился в Львовской консерватории, где после окончания остается преподавателем и сразу вступает В союз композиторов Украины.
В 1965 г. знаменитый режиссер С. Параджанов приезжает на Гуцульшину ставить художественный фильм, впоследствии вошедший в десятку лучших фильмов всех времен и народов, - „Тени забытых предков” по повести М. Коцюбинского. Музыку к Этому фильму предложили написать М. Скорику. На основе музыки к кинофильму через некоторое время композитор создает „Гуцульский триптих”. Именно Это произведение начнет серию интересных, необычных по трактовкой народно-песенных интонаций произведений. К ним относятся И концерт для скрипки с оркестром, „Частушки”, „Карпатский концерт”. А дальше опера „Моисей”, балет „Каменщики”, кантата „Весна” и другие.
2. Сегодня мы послушаем II часть „Иван и Маричка” из симфонического произведения „Гуцульский триптих”, где композитор возвеличивает и прославляет красоту карпатского края, его народ, завораживает национальным колоритом Гуцульщины.
Триптих - это музыкальный цикл из трех пьес с различными сюжетами, объединенных одной темой.
3. Характеристика прослушанного.
V. Итог урока.