7 КЛАСС
Тема 2. Композиция музыкального произведения
Урок 21
Тема урока. Метрическая строение мелодии. Разучивание песни П. Татарченко "Гей, ви, козаченьки". Слушание музыки. Л. ван Бетховен. Увертюра "Эгмонт"
Цель урока: углубить знания учащихся о метрическую строение музыкальных произведений и закрепить на практике; развивать у детей метро-ритмический слух и музыкальную память; воспитывать любовь и интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, нотный текст песни, портрет композитора Л. ван Бетховена.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Из приведенных упражнений вы заметили разницу в исполнении?
(Да, ба они написаны в разных размерах).
Свойств и характера приобретает мелодия зависимости от размера и ритма?
- По какому принципу классифицируется соотношение длительностей. (Двух или трех долей в одном такте, где первая судьба всегда подчеркнута. Другие размеры являются производными или, как их еще называют, составленными: 4/4; 6/8; 5/4).
IV. Разучивание песни Г. Татарченко „Гей, ви, козаченьки”.
1. Вступительная беседа.
Гей, ви, козаченьки
Слова В. Крищенко
Музыка Г. Татарченко
В темпе марша
А пришла злая час, -
Упал казак наш в траве,
Чтобы іскрилась Украина
На гетманской булаве.
Обросила землю рана
Из казацкого лба,
Чтобы ложь умирала,
Чтобы правда жила.
Припев:
Гей, ви, козаченьки - ветер в чистом поле,
Научіть потомков так любить свободу.
Гей, ви козаченьки - воспоминание с мяты, руты,
Научіть былую славу вернуть. Дважды
В начале 16 в. зарождается казачество. Уи середине того же века формируется Запорожская Сечь - оплот казацкой вольницы. Казаки взяли на себя обязанность защищать украинские земли от всяких нападающих. И до этого времени слава о казаках живет, народ создает о них песни, где прославляет мужественное казачество, их главарей: Дорошенко, Сагайдачного, Мазепы.
Песня „Гей, ви, козаченьки” написана современными авторами: слова Вадима Крищенко, музыка Геннадия Татарченко.
2. Художественный показ песни.
3. Характеристика прослушанного.
4. Разучиваю песню по фразам по нотным текстом. Определяем с учениками темп, который характерен для размера 4/4, а также пунктирный ритм.
V. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
Сегодня мы с вами послушаем увертюру „Эгмонт” Л.Бетховена. Мы ее уже слушали, но сегодня рассмотрим второй аспект произведения, его драматургию, то есть воплощения драматического действия, где достаточно отчетливо выступают два противоречия: образ испанских угнетателей, выраженный аккордами старинного танца сарабанди, и образ угнетенного народа с характерными мелодичними интонациями.
Итак, два фактора составляют драматургию музыкального произведения - сходство и контраст.
2. Слушание произведения и определения:
- Драматизирует развитие музыки?
- Какими средствами композитор выражает непримиримую борьбу народа?
- Какой характер оригинала музыкального произведения?
- Какие чувства он выражает?
3. Характеристика прослушанного.
(Мнения учащихся о услышан произведение).
VI. Итог урока.