7 КЛАСС
Тема 2. Композиция музыкального произведения
Урок 23
Тема урока. Содержание музыки. Вокальное упражнение. Разучивание украинской народной песни на слова Т. Шевченко "Думы мои".
Слушание музыки. Я. Степной. "Прелюдия памяти Шевченко"
Цель урока: закрепить с детьми знания о основные черты музыкального образа; развивать внимание и творческие способности учащихся, навыки активного восприятия музыкального произведения; воспитывать интерес к творчеству Т. Шевченко и украинских композиторов.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, нотный текст песни, фортепиано, портрет композитора Т. Шевченко, репродукция картины М. Божия „Думы мои, думы”.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1.
2. Пение звукоряда на стаккато и легато.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
Дети, вы уже заметили, что каждый слушатель воспринимает музыку по-своему. Все средства выразительности, которые мы с вами учили, придают колорит, но основную роль в музыке играет мелодия, которая несет в себе основные черты музыкального образа.
Вот я вам наигрываю мелодию, вы ее послушаете и скажете, что вы себе представляете, вслушиваясь, какие мысли, эмоции у вас вызывает данная песня.
IV. Разучивание песни „Думы мои” на слова Т. Шевченко (использую репродукцию картины М. Божия „Думы мои”).
Думы мои
Слова Т. Шевченко
Музыка А. Жилинского
Умеренно
Думы мои, думы мои,
Цветы мои, дети!
Вырастал вас, ухаживал за вас, -
Где ж мне вас дети?
В Украину идите, дети,
В нашу Украину,
Побираться, сиротами,
А я здесь погибну.
Там найдете искреннее сердце
И слово ласковое,
Там найдете правду,
А еще, может, и славу...
Поздравь же, моя ненько,
Моя Украина,
Моих деток неразумных,
Как своего ребенка.
Сегодняшний урок посвящен творчеству Т. Шевченко, к которой обращались многие украинских композиторов. Более 200 стихов Шевченко положены на мелодии. Некоторые из них имеют композитора, а некоторые из них стали народными, как, например, песня „Думы мои”, которую мы сегодня изучим.
- Я вам прочитаю сначала стихотворение Т. Шевченко „Думы мои”, а вы внимательно вслушайтесь в смысл слов.
(Учитель читает стихотворение).
2. Художественный показ песни.
3. Характеристика прослушанного, разбор нотного текста песни: лад, тональность, размер, темп, характер.
4. Разучиваю песню по фразам, обращаю внимание на ритмический рисунок, синкопований ритм. Работаю над двоголоссям.
V. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
Среди духовных наследников Лысенко заметное место принадлежит Якову Степном. Родился он в 1883 г. в г. Пески возле Харькова, в семье отставного офицера. Старший брат Якова был музыкантом, в 12 лет Яков пошел петь в Придворной півчої капеллы, где он не только пел, но и учился игре на инструменте, изучал теорию музыки. Затем композитор учился в Петербургской консерватории, это интенсивно творчески работает. Уже в 1905 г. он создает И вокальный цикл „Барвинки” на слова Т. Шевченко, Л. Украинки, И. Франка, „Песни настроения” на стихи Александра Олеся, произведения для фортепиано и другие. Фортепиано было любимым инструментом композитора. В его творческом багаже - прелюдии, мазурки, пьесы, однако наибольшее внимание среди них привлекает „Прелюдия памяти Шевченко”, которого он написал под впечатлением празднования 50-летия со дня смерти поэта в 1912г. Главный образ произведения скорбный, сосредоточен, мелодия близка к тоскливые украинских песен. Тема прелюдии состоит из двух контрастных элементов - импульсивно-неуравновешенного и лирически-розспівного.
2. Слушание произведения и его характеристика.
На начальных тактах музыка мягкая, лирическая, и постепенно она приобретает драматического, тревожного характера.
Завершение произведения звучит патетически, решительно, будто олицетворяя бунтарский дух поэзии Шевченко.
3. Повторное слушание.
VI. Итог урока.