Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 92

Международная валютная система: международная ликвидность, валютные рынки, механизмы установления валютных курсов, международные институты валютного регулирования

 

Цель урока: формировать у учащихся понимание сущности международной валютной системы и причин ее возникновения; ознакомить их с элементами международной валютной системы, механизмом ее функционирования.

Основные понятия: национальная, региональная и международная валютные системы, международная ликвидность, валютный курс, валютные рынки, международные валютно-финансовые организации.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Активизация опорных знаний и умений учащихся

►► Экономическая разминка

Учитель называет наименование денег разных стран, а ученики должны сказать, какой стране они принадлежат. Например, евро - странам Евросоюза, доллар - США, Канаде, песо - Аргентине, Колумбии, фунт - Египет, фунт стерлингов Великобритании, манат - Азербайджана, рупия - Индии, иена - Японии, юань - Китая, тугрик - Монголии.

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Деньги выполняют несколько функций: средства обращения, средства сохранения стоимости, меры стоимости. В мировой торговле деньги также выполняют функцию средства международных расчетов для обслуживания международной торговли, международного движения факторов производства, туризма и др. Именно с этой функцией денег связано возникновение международной валютной системы.

 

V. Изучение нового материала.

Международная валютная система - это совокупность денежных отношений, опосредующих движение товаров и факторов производства между странами и формируют самостоятельную международную финансовую сферу.

Валюта (от лат. «стоит») - денежная единица любой страны.

Валютные отношения в рамках международной валютной системы осуществляются на трех уровнях - национальном, межгосударственном (региональном) и международном.

 

 

Участниками международного валютного рынка являются: предприятия и фирмы, коммерческие банки, центральные (федеральные) банки, физические лица и небанковские юридические учреждения.

 

 

VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1. Ролевая игра «Валютный аукцион»

Необходимый материал:

1) для денег двух стран - А и Б - используются подходящие для этого вещи, например, макаронины и фасолины, бумажные нарисованные деньги и т.п. (100 и 200 шт. соответственно);

2) десять «ценных» вещей, например, карандаши, шоколадные батончики, блокнотики, маркеры и т.д.;

3) большое количество мелких вещей двух видов, например, орехи и маленькие конфеты.

На 30 учеников нужно около 50 вещей, чтобы их было достаточно.

Учитель объявляет, что класс будет участвовать в аукционе, чтобы понять, что деньги и цены связаны между собой через рынок. Класс нужно разделить на две одинаковые группы - две страны. Учитель сообщает ученикам, что они - жители двух соседних стран. Учащиеся могут придумать им названия. В стране А как деньги используются макаронины (100 шт.), в стране Б - фасоль (200 шт.).

После того как учитель раздаст валюту этих двух стран, нужно объявить, что жители двух стран могут покупать товары друг у друга или в своей стране, но хранить деньги в форме макаронин/ фасолин нельзя. Нужно показать товары, которые есть у страны А, например, шоколадные батончики, карандаши и орехи, а в стране Б - маркеры, блокнотики и конфеты. Но для тех, кто желает купить что-то в стране Бы, нужна фасоль, а в стране А - макаронины. Перечень товаров учитель должен написать на доске.

Сначала нужно, чтобы все желающие смогли обменяться деньгами, но обменный курс не установлено. Поэтому в классе выделяется место под валютный рынок, где ученики с квасолинами пытаются выторговать как можно больше макаронин, и наоборот. Никто не обязан менять деньги, если не хочет. На доске учитель пишет таблицу из двух колонок - «Фасоль» и «Макароны», в которую записывает результаты проведенных обменов. Например, если один ученик за 7 фасолин купил 3 макаронины, нужно записать 7 в столбце «Фасоль» С - в столбце «Макароны». Весь процесс обмена занимает около 10 мин.

После обмена проводится аукцион продажи товаров стран А и Б. Для этого выбираются лидеры стран, цель которых - продать с аукциона два «ценные» товары тем покупателям из двух стран, кто даст за них большую цену. Аукционы стран А и Б происходят одновременно. Сами лидеры участия в аукционе не участвуют. Ученики, которым не достались ценные товары, получают мелкие вещи (орехи или конфеты). Весь процесс обмена должен длиться 10 мин. Пусть после завершения аукциона ученики обменяют макароны и фасоль, что остались, на орехи и конфеты в зависимости от того, валюта какой страны у них осталась.

Ученики могут сказать, что распределение доходов несправедливым (100 макаронин и 200 фасолин). Учитель может согласиться с ними и сказать, что и в реальной жизни нет равномерного распределения доходов между странами и их жителями.

 

2 . Решите тестовые задания

1. Валюта, которая характеризуется стабильным валютным курсом:

а) твердая;

б) свободно конвертируемая;

в) фиксированная;

г) резервная.

2. Перечислите элементы международной валютной системы:

а) ...

б) ...

в) ...

г) ...

3. Использование иностранной валюты как средства обращения, наедине расчета и средства сохранения - это:

а) долларизация;

б) валютное замещение;

в) конвертируемость;

г) оборачиваемость денежной единицы.

4. Валютные рынки - это:

а) сложный экономический механизм, что обеспечивает покупку и продажу отдельных валют и формирования валютного курса;

б) совокупность всех платежных инструментов;

в) совокупность инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляются взаимные платежно-расчетные операции в рамках мирового хозяйства;

г) рынок, на котором деньги одной страны используют для покупки валюты другой страны.

5. Международная ликвидность - это:

а) совокупность всех платежных инструментов;

б) состав валютного курса и валютных паритетов;

в) механизм, что обеспечивает покупку и продажу отдельных валют;

г) наличная часть денежной массы, циркулирующая из рук в руки.

6. Платежное средство других стран, законно или незаконно используемое на территории данной страны, - это валюта:

а) свободноконвертируемая;

б) твердая;

в) иностранная;

г) резервная.

Ответы: 1 - а; 3 - в; 4 - а, г; 5 - а; 6 - в.

 

VII. Итог урока

Учитель обобщает, отмечая, что именно так происходит процесс международной торговли, которая невозможна без международной валютной системы. Спрашивает, что такое валютный курс, где учащиеся могли сталкиваться с ним в жизни.

Учитель отмечает, что место, где происходил обмен макаронин на фасолины, и является валютным рынком, на котором устанавливаются курсы валют. Преподаватель подходит к таблице, в которой записывались результаты обмена валют» стран А и Б, и находит сумму каждого столбца (например, 65 макаронин и 1120 фасолин). Он делит один показатель на другой, чтобы рассчитать средний обменный курс, который был установлен в этой ролевой игре, то есть 65/120 = 0,54, или 120/65 = 1,85, то есть примерно півмакаронини за одну фасолину, или две фасолины за одну макаронину.

Учащиеся дают ответ на вопрос, зачем гражданам одной страны может понадобиться валюта другой страны (для торговли, поездок в другую страну, инвестиций, хранения средств и т.п.), и формулируют выводы относительно функционирования международной валютной системы и ее главных элементов.

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Подготовить доклады об истории развития денег, национальной денежной единицы, а также международных денег.