УРОК 92
Международная валютная система: международная ликвидность, валютные рынки, механизмы установления валютных курсов, международные институты валютного регулирования
Цель урока: формировать у учащихся понимание сущности международной валютной системы и причин ее возникновения; ознакомить их с элементами международной валютной системы, механизмом ее функционирования.
Основные понятия: национальная, региональная и международная валютные системы, международная ликвидность, валютный курс, валютные рынки, международные валютно-финансовые организации.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Активизация опорных знаний и умений учащихся
►► Экономическая разминка
Учитель называет наименование денег разных стран, а ученики должны сказать, какой стране они принадлежат. Например, евро - странам Евросоюза, доллар - США, Канаде, песо - Аргентине, Колумбии, фунт - Египет, фунт стерлингов Великобритании, манат - Азербайджана, рупия - Индии, иена - Японии, юань - Китая, тугрик - Монголии.
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Деньги выполняют несколько функций: средства обращения, средства сохранения стоимости, меры стоимости. В мировой торговле деньги также выполняют функцию средства международных расчетов для обслуживания международной торговли, международного движения факторов производства, туризма и др. Именно с этой функцией денег связано возникновение международной валютной системы.
V. Изучение нового материала.
Международная валютная система - это совокупность денежных отношений, опосредующих движение товаров и факторов производства между странами и формируют самостоятельную международную финансовую сферу.
Валюта (от лат. «стоит») - денежная единица любой страны.
Валютные отношения в рамках международной валютной системы осуществляются на трех уровнях - национальном, межгосударственном (региональном) и международном.
Участниками международного валютного рынка являются: предприятия и фирмы, коммерческие банки, центральные (федеральные) банки, физические лица и небанковские юридические учреждения.
VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся
1. Ролевая игра «Валютный аукцион»
Необходимый материал:
1) для денег двух стран - А и Б - используются подходящие для этого вещи, например, макаронины и фасолины, бумажные нарисованные деньги и т.п. (100 и 200 шт. соответственно);
2) десять «ценных» вещей, например, карандаши, шоколадные батончики, блокнотики, маркеры и т.д.;
3) большое количество мелких вещей двух видов, например, орехи и маленькие конфеты.
На 30 учеников нужно около 50 вещей, чтобы их было достаточно.
Учитель объявляет, что класс будет участвовать в аукционе, чтобы понять, что деньги и цены связаны между собой через рынок. Класс нужно разделить на две одинаковые группы - две страны. Учитель сообщает ученикам, что они - жители двух соседних стран. Учащиеся могут придумать им названия. В стране А как деньги используются макаронины (100 шт.), в стране Б - фасоль (200 шт.).
После того как учитель раздаст валюту этих двух стран, нужно объявить, что жители двух стран могут покупать товары друг у друга или в своей стране, но хранить деньги в форме макаронин/ фасолин нельзя. Нужно показать товары, которые есть у страны А, например, шоколадные батончики, карандаши и орехи, а в стране Б - маркеры, блокнотики и конфеты. Но для тех, кто желает купить что-то в стране Бы, нужна фасоль, а в стране А - макаронины. Перечень товаров учитель должен написать на доске.
Сначала нужно, чтобы все желающие смогли обменяться деньгами, но обменный курс не установлено. Поэтому в классе выделяется место под валютный рынок, где ученики с квасолинами пытаются выторговать как можно больше макаронин, и наоборот. Никто не обязан менять деньги, если не хочет. На доске учитель пишет таблицу из двух колонок - «Фасоль» и «Макароны», в которую записывает результаты проведенных обменов. Например, если один ученик за 7 фасолин купил 3 макаронины, нужно записать 7 в столбце «Фасоль» С - в столбце «Макароны». Весь процесс обмена занимает около 10 мин.
После обмена проводится аукцион продажи товаров стран А и Б. Для этого выбираются лидеры стран, цель которых - продать с аукциона два «ценные» товары тем покупателям из двух стран, кто даст за них большую цену. Аукционы стран А и Б происходят одновременно. Сами лидеры участия в аукционе не участвуют. Ученики, которым не достались ценные товары, получают мелкие вещи (орехи или конфеты). Весь процесс обмена должен длиться 10 мин. Пусть после завершения аукциона ученики обменяют макароны и фасоль, что остались, на орехи и конфеты в зависимости от того, валюта какой страны у них осталась.
Ученики могут сказать, что распределение доходов несправедливым (100 макаронин и 200 фасолин). Учитель может согласиться с ними и сказать, что и в реальной жизни нет равномерного распределения доходов между странами и их жителями.
2 . Решите тестовые задания
1. Валюта, которая характеризуется стабильным валютным курсом:
а) твердая;
б) свободно конвертируемая;
в) фиксированная;
г) резервная.
2. Перечислите элементы международной валютной системы:
а) ...
б) ...
в) ...
г) ...
3. Использование иностранной валюты как средства обращения, наедине расчета и средства сохранения - это:
а) долларизация;
б) валютное замещение;
в) конвертируемость;
г) оборачиваемость денежной единицы.
4. Валютные рынки - это:
а) сложный экономический механизм, что обеспечивает покупку и продажу отдельных валют и формирования валютного курса;
б) совокупность всех платежных инструментов;
в) совокупность инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляются взаимные платежно-расчетные операции в рамках мирового хозяйства;
г) рынок, на котором деньги одной страны используют для покупки валюты другой страны.
5. Международная ликвидность - это:
а) совокупность всех платежных инструментов;
б) состав валютного курса и валютных паритетов;
в) механизм, что обеспечивает покупку и продажу отдельных валют;
г) наличная часть денежной массы, циркулирующая из рук в руки.
6. Платежное средство других стран, законно или незаконно используемое на территории данной страны, - это валюта:
а) свободноконвертируемая;
б) твердая;
в) иностранная;
г) резервная.
Ответы: 1 - а; 3 - в; 4 - а, г; 5 - а; 6 - в.
VII. Итог урока
Учитель обобщает, отмечая, что именно так происходит процесс международной торговли, которая невозможна без международной валютной системы. Спрашивает, что такое валютный курс, где учащиеся могли сталкиваться с ним в жизни.
Учитель отмечает, что место, где происходил обмен макаронин на фасолины, и является валютным рынком, на котором устанавливаются курсы валют. Преподаватель подходит к таблице, в которой записывались результаты обмена валют» стран А и Б, и находит сумму каждого столбца (например, 65 макаронин и 1120 фасолин). Он делит один показатель на другой, чтобы рассчитать средний обменный курс, который был установлен в этой ролевой игре, то есть 65/120 = 0,54, или 120/65 = 1,85, то есть примерно півмакаронини за одну фасолину, или две фасолины за одну макаронину.
Учащиеся дают ответ на вопрос, зачем гражданам одной страны может понадобиться валюта другой страны (для торговли, поездок в другую страну, инвестиций, хранения средств и т.п.), и формулируют выводы относительно функционирования международной валютной системы и ее главных элементов.
VIII. Домашнее задание
1. Проработать теоретический материал.
2. Подготовить доклады об истории развития денег, национальной денежной единицы, а также международных денег.