Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Тема И. ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК 93. Виды памяти. Развитие памяти

 

Образовательная цель: закрепить знания о виды памяти, научиться их различать; составить правила запоминания.

Основные понятия и термины: виды памяти, моторная, образная, смысловая, эмоциональная, мнемотехника.

Структура урока, основное содержание и методы обучения

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

Биологический диктант.

(«+» если утверждение верно, «-» - если ложно).

1. Память - это способность нервной системы сохранять и воспроизводить информацию (+).

2. Короткий ряд информации легче запомнить, чем длиннее (+).

3. Все, что не исчезает бесследно, в памяти хранится в виде следов (+).

4. Количественные характеристики памяти - скорость, точность, готовность (-).

5. Качественные характеристики памяти - объем, продолжительность (-).

6. Сенсорная память - это сохранение информации на время, необходимое для выполнения задачи (+).

7. Длительное сохранение знаний, образов - кратковременная память (-).

8. Закрепление в памяти определенных знаний - это запоминание (+).

9. Запоминание связано с сознательным запоминанием - это произвольное (+).

10. События, произошедшие в детстве под влиянием сильных эмоций - это сенсорная память (-).

II. Изучение нового материала.

1. Задание учащимся: прочитайте текст учебника и заполните схему «Виды памяти», указав, что является объектом запоминание.

 

 

В 70-е годы ученые, работавшие над созданием искусственного интеллекта стали различать память: процедурную и декларативную.

Процедурная память - это память на действия. Она представлена моторными навыками. Может осуществляться без осознания.

Декларативная память - это процесс запоминание объектов, событий, эпизодов. Это память на лица, место действия, предметы. Она является сознательной. Проходит быстро после первого «урока». С помощью декларативной памяти мы различаем знакомые и незнакомые события.

Процедурная память течет медленно, требует повторения, позволяет хранить информацию о причинно-следственные действия.

2. Развитие памяти. Механизмы сохранение информации. (Рассказ учителя).

Живописно описан английским физиологом Греем В. Уотером: «Это не вещь, а процесс, не копейка, что лежит на столе, а свеча, что горит на алтаре».

Для того, чтобы помнить изученную информацию, недостаточно иметь хорошую память, необходимо постоянно работать над ее улучшением.

Ежегодно в Лондоне проходит чемпионат мира по механическому запоминанию. В нем принимают участие различные люди. После окончания соревнований чемпион характеризует особенности своей памяти с приемами тренировки памяти.

Мнемотехника занимается усовершенствованием техники запоминания и тренировки памяти.

Складываем вместе советы для успешного запоминание.

а) Наличие интереса к тому, что запоминаешь, и внимания в процессе усвоения и воспроизведения материала.

б) Чувства, такие как радость, гнев, сумм, лучше влияют на запоминание, чем равнодушие.

в) Нужно понимать то, что запоминаешь.

г) Важно поставить цель для того, чтобы лучше усвоить.

д) Сочетать запоминание с мышлением.

ж) Наличие знаний по тому учебного предмета, из которого усваивается материал, способствует запоминанию.

с) Помни: запоминание - это труд нелегкий.

е) Используй искусственные приемы мнемотехники изредка.

Львовского врача Андрея Слюсарчука все знают как рекордсмена по запоминанию информации. Он за 10 дней запомнил число значением в 500 тысяч знаков. Со слов врача, на запоминание 752 страниц «Войны и мира» Л.Толстого понадобилось не больше 6 часов, а чтобы полностью изучить язык - 25 дней.

Для лучшего запоминания некогда древнегреческий ученый Сионід описал такой мнемотехнічний прием: если нужно удержать в памяти много разных сведений, достаточно мысленно представить город, улицу города, дома на улицах, комнаты в домах. В каждой комнате сохраняется своя информация.

III. Закрепление знаний учащихся.

1. Ролевая игра «На приеме у психоаналитика».

Задача: определить, какой вид памяти у пациентов.

Вопрос к психоаналитику.

а) Актриса вызывает у себя слезы, вспоминая печальный случай из жизни для того, чтобы сыграть несчастье в театре. (Эмоциональная).

б) Академик Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. (На числа).

в) Бетховен (глухой), писал свои музыкальные произведения. (Образно-слуховая).

г) М. Некрасов хорошо помнил все свои 2 тыс. стихотворений. (Логически-смысловая).

2. Восемь законов памяти. (Рассказ учителя).

Закон осмысления - самый простой, однако самый важный. «Люди так плохо запоминают прочитанное том, что они слишком мало думают сами», - считал немецкий писатель Георг Лихтенберг. Чем глубже осмысливаем запам'ятовуване, тем прочнее, легче и подробнее оно сохраняется в памяти.

Закон интереса. «Чтобы переварить знания, нужно проглотить их с аппетитом», - писал Анатоль Франс. Интересное, «аппетитное» запоминается легко, потому что мы не тратим на это специальных усилий - работает непроизвольное запоминание.

Закон предшествующих знаний. Чем больше в вас знаний по определенной теме, тем легче запоминается все новое. Каждый, наверное, замечал за собой: берешь в руки книгу, которую читал когда-то давно, а читаешь ее, как впервые. Итак, первого раза не хватало опыта и информации по этой теме, а теперь знания накопились.

Закон готовности к запоминание. К запоминанию информации которой вы готовитесь - такую и получите из текста. То же касается и указания на время. Запоминая надолго, вы запомните эту информацию в любом случае лучше, чем запоминая на короткое время.

Закон ассоциаций описал еще в IV в. Аристотель. Представления, которые возникают одновременно, вызывают друг друга из памяти ассоциативно. Например, интерьер комнаты вызывает воспоминания о событиях, которые в ней состоялись.

Закон последовательностей. Алфавит легко произнести в привычном порядке и трудно в противоположном. Понятие, заученные одно за одним, во время припоминания вызывают друг друга по порядку.

Закон сильных впечатлений. Чем больше впечатлений от запоминающегося, тем ярче образ. Отсюда задача - всеми средствами усиливать первое впечатление от запоминающегося.

Закон торможения. Всякое следующее запоминание тормозит предыдущее. Заученная информация должна «отстояться», прежде чем вы сможете браться за другую. Лучший способ забыть только запам'ятоване - сразу запомнить подобный материал. Отсюда рекомендации: не учите физику после математики, литературу после истории, стихи учите перед сном.

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему из учебника.