Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Тема И. ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК 92. Память. Процессы памяти

 

Образовательная цель: дать понятие о память и процессы памяти; изучить значение памяти.

Основные понятия и термины: память, процессы памяти, значение памяти, виды памяти, запоминания, виды, свойства памяти.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

Упражнение «Дерево знаний»

На контуре дерева висят конверты с задачей. Ученик подходит, срывает и дает ответ на вопрос.

Вопрос.

1. Дайте определение сна.

2. Что такое инстинкт?

3. Какие виды сна вы знаете?

4. Перечислите фразы сна.

5. Назовите биоритмы у человека.

6. Что такое гипноз?

7. Что лежит в основе ВНД человека?

8. Какие гигиенические требования до сна?

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение ученика «Интересно знать».

В 50-х годах XX в. большой математик и кибернетик Джон Феон Нейман сделал сенсационное сообщение - человеческий разум может вместить 10-20 единиц информации.

За гранью нормы исключительная память: Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат. А это примерно 30 тыс. человек!

Гениальный математик Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел до ста. Академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов.

Гениальный Людвиг Ван Бетховен продолжал писать свою музыку, потеряв слух.

Великий русский поэт Н.А. Некрасов хорошо помнил все свои 2000 стихов.

Древние греки считали, что память играет важное значение в жизни человека, поэтому богиню памяти Мнемозіну почтили как мать девяти муз, науки и искусства.

Цицерон говорил, что память - это сокровищница и хранительница всего на свете.

2. Память. Механизм памяти. Значение памяти.

Интерактивная технология «Мозговой штурм»

 

 

Память - это процесс фиксирования, хранения и воспроизведения информации. Материальная основа памяти - образования в коре больших полушарий временных нервных связей.

3. Работа в творческих группах.

Задачи. Работа с учебником.

I группа изучает и докладывает о феномены памяти.

II группа изучает характеристики памяти.

III группа изучает виды запоминание.

IV группа изучает виды памяти в зависимости от времени в течение которого сохраняется информация.

Выступление членов творческих групп.

И группа.

Фактами феномена памяти

1 - короткий ряд информации легче запомнить, чем длинный;

2 - мы запоминаем не детали, а общие положения;

3 - в мозгу остаются следы памяти.

II группа. Характеристики. Свойства памяти.

Качественные:

а) скорость - количество повторений, что необходимо для полного запоминания определенного объема материала;

б) точность - количество правильно воспроизводимой информации в случае упоминания;

в) готовность - активность использования;

Количественные:

а) объем - количество сохраненной информации;

б) прочность - время сохранения информации.

III группа.

Запоминание - это закрепление в памяти определенных знаний.

 

 

Виды запоминания

 

Виды запоминания

Основывается

Результат

Механическое

 

Осмысленное

 

Непроизвольное

 

Произвольное

На повторении без осмысления, требует много усилий и много времени

На осмыслении прочитанного, понимании сути, логике

 

Когда человек не ставит цель что-то запомнить, чаще всего в состоянии эмоционального возбуждения

На волевых усилиях со стороны человека

Информация держится недолго, вспомнить ее трудно

 

Материал усваивается продуктивно, лучше фиксируется в сознании, легче воспроизводится.

Человек невольно запоминает, что ее интересовало, что-то необычное.

Связано с сознанием

 

IV группа. Заполнение таблицы.

 

Виды памяти в зависимости от времени, в течение которого сохраняется определенная информация

 

Признаки

Сенсорная память

Кратковременная память

Долговременная память

Объем

 

Ввод информации

Доступ к информации

Характер информации

Механизм забывания

Ограничена объемом информации, поступает от рецепторов

Автоматическое во время восприятия

Ограничен

Сенсорный

Угасает

Небольшая

 

В виде слов

Очень быстрый

Словесный

Новая информация вытесняет старую

Очень большая

 

Путем повторения

Постепенный, иногда быстрый

Все виды

Забывание отсутствует

 

4. Этапы запоминания. (Рассказ учителя)

Оперативная (сенсорная, до 10 с).

Первичная (кратковременная, 20-40 с)

Вторичная (от нескольких минут до нескольких лет)

Третичная (долговременная, всю жизнь).

III. Закрепление знаний учащихся.

Дорансуа Ларошфуко говорил: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум».

Работаем вместе, устанавливаем условия, необходимые для того, чтобы стать успешными.

 

Зависят от окружающей среды, людей

Зависят от нас самих

Поддержки, помощи, благоприятных условий

Настойчивости, веры в себя, крепкого здоровья, свободы, времени, интереса

 

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.