Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
§ 1. Антропология в контексте других разделов философии
Метафизика человека
Поскольку природные замеры человека относительны, они через частичную недолужність демонстрируют неполноту человеческого бытия и поддаются определению. А уникальность человека понять однозначно невозможно.
Это происходит не из-за двуликость (разноголосица) человека, а от парадоксальности (многоголосие) человека. Метафизика человека, пытаясь охватить ее бытия, открывает вопросы человеческой личности. Не поддаваясь контролю и коррекции, бытие человека происходит неожиданно и последовательно, без оперативных (организационных) вмешательств извне, а на основании самого себя.
Метафизика человека, как позаприродне в ней, касается ее образа как «Подобия божия», как невыносимой границы, границы «горного» и «дольного», жизни и смерти, и отмечает Тайну человека, воплощение Абсолюта своим присутствием и духовностью. Речь идет о человеческом непосредственный опыт быть нравственным существом.
Бытие человека как изначальная сущность представляет необходимость (самопричинність) человека в действительности и проясняется в ее разумном отношении к тому, что происходит.
Показательными опытами бытия человека есть вера, свобода, смысл, любовь, смерть. Это такой несомненно принят, символическое пространство человека, в котором она не подражает, а предстает как Другой. То есть не повторяет Другое, не вмешивается в чистоту бытия, а укрепляет собственную неповторимость через единство (совпадение) с Другим. Надприродня (предельная) сущность человека способствует ее утверждению не как промежуточного звена, а как мирового события.
Вера - это человеческий чувственный опыт постижения Необъятного. Она - способ примирения с миром и преодоления собственной частности. Будучи полноценным актом, вера безусловно выводит человека за свои предметные границы и таким образом формирует человека как личность.
Свобода, так же как вера, не отчужден акт основания познания себя и мира. Выражая непосредственную способность человека быть беззаботной (бескорыстной), свобода пронизывает собой каждую структуру ее внутреннего мира.
Смысл - это глубинное «место» человека в мире, что является способом свідомісної мощности человека постоянно осмысливать, обращать внимание на бытие. Это опыт «молчаливого» спрашивание бессмертного и прислушивания к себе - бесконечного.
Любовь - понадчасовий опыт милосердного отношения до основания. Как акт самоотречения, любовь является способом отказаться от «своего», «этого» (содержательного) и проникать туда, куда естественным измерениям человека доступ закрыт. Как опыт удержания собственной идентичности - любовь является способом выражения простой, драгоценной позиции человека.
Смерть - завершенный опыт человека, освобождение духа для вечности и безусловного вхождения в состояние абсолютного покоя (неделимости).
Она является окончательным отрицанием пустоты и открытием первозданности «лицу» человека (Мамардашвили).
Итак, метафизика человека имеет отношение к фундаментального, основательного в человеке. То есть до необычных способностей, нетленных усилий человеческого бытия, формы, вне которой человек не будет человеком, а лишь пустым пребыванием, бесполезным передвижением по жизни. Надприродність (потусторонность) человека - это деяние, которое возникает само собой, Явление, знаменующее ее существом, причастным к божественного (вечного).