Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 7
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Мартин Хайдеггер
(1889-1976)
«Ни одно существо, кроме человека, не знает о свою конечность, смертность, и только поэтому она понимает время, а с ним и само бытие»
Выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер родился в Мескірхі близ Шварцвальда в семье ремесленника, исповедовала католическую веру, идеи порядка и справедливости. Несколько лет Мартин учился в ієзуїтському колледже, позже - в католической гимназии г. Фрайбург. Здесь же он поступает в университет. Молодой и любознательный юноша увлекается философией и од почасно посещает лекции по математике, истории, естествознания. Он знакомится с новейшими достижениями физики, в частности, с теорией относительности А. Эйнштейна.
Жизненный путь философа определяют следующие вехи: защита диссертации; доцентура в Е. Гуссерля; должность профессора в Марбурге, позже - в Фрайбурге; запрет преподавательской деятельности в годы Второй мировой войны; утверждение в качестве мыслителя, за размышлениями которого выстраивают мировоззрение послевоенная Европа и практически весь цивилизованный мир.
Мировоззрение М. Хайдеггера формировалось под влиянием философии Фихте и Гегеля, Ріккерта и Дильтея, Гуссерля и Шеллера. Будущий великий философ увлекался трудами античных мыслителей, особенно Платона, отдавал должное Канту.
Среди главных трудов М. Хайдеггера следует назвать: «Бытие и время», «Основные проблемы феноменологии», «Что такое метафизика?», «О сущности истины», «Ницше», «Письмо о гуманизме», «Из опыта мышления», «Гегель и греки», «Сущность языка» и др.
Главный вопрос философии М. Хайдеггер определял как вопрос о «смысле бытия». Этой теме философ посвящает свое основное произведение «Бытие и время». Осмысление и понимание бытия, по мнению философа, возможно лишь через проникновение в «время», который, в свою очередь, осмысляется через призму конечной, экзистенциально-временной, индивидуально-личностной историчности. Этой историчностью предстает человек, для бытия-в-мире предстает не глупая не конечность одинаковых моментов «теперь», а основополагающая относительно времени экзистенциальная самоцентрованість человеческого существования , или здесь-теперь-бытие (вот-бытие - Dasein).
В работах «Бытие и время», «Основные проблемы феноменологии», «Кант и проблема метафизики», «О сущности человеческой свободы», «Бытие и истина» и др. М. Хайдеггер отмежевывается от традиционного понимания истории, что, по мнению ученого, основанное на приоритетах категорий «субъект и объект», «материя», «дух», «познание», «практика», одновременно предлагая новый подход к рассмотрению исторического процесса - анализ его как «институциализации человека» в области свободы, как непосредственного существования человечества, его истинного бытия.
Жизненный и творческий путь М. Хайдеггера тесно связан с историческими событиями, которые выпали на долю его поколения. Философ настойчиво изучал естественные науки и философию, математику и теологию. Он увлекался трудами Г. Гегеля и Ф. Ницше. Полемизировал с В. Дільтеєм и Ф. Достоевским; защитил докторскую под руководством Г. Ріккерта; возглавил кафедру философии Фрейбургского университета после Е. Гуссерля; был ректором этого же университета. Во время «массового призыва 1944 p. М. Хайдеггер строил укрепления для защиты Рейха, а с приходом французских оккупационных войск потерпел гонений и запрета преподавательской деятельности. Все это, безусловно, отразилось на его философских взглядах: философия истории Г. Хайдеггера - поиск истинного бытия и свободы. Именно этот поиск делает ее чрезвычайно ценной и конструктивной в наше время.
Мировая история, по М. Гайдеггером, является историей, субъектом которой является не класс, не нация, не социальная группа, а народ. Дифференциация народа на социальные группы и конфронтационное противостояние между этими группами (например, классовое или национальное, этническое или религиозное) разрушает целостность субъекта, а вместе с этим начинает закате его истории.
Интересным и чрезвычайно глубоким является утверждение М. Хайдеггера о мировую историю как историю бытия народа в мире. Центральным понятием является понятие мира - своеобразная система символов, ценностей, принципов, в которой разворачивается человеческая жизнедеятельность. Это феноменальная сфера смыслов как возможных способов понимания и толкования вещей. Смыслы зафиксированы в языке. Они передаются от поколения к поколению через традиционные фундаментальные представления и обычаи, определяющие направленность и стиль жизни, предопределяют его качественные характеристики. Первичную историческую основу бытия народа в мире составляет миф. Именно через приобщение новых поколений к пониманию мифа формируется и обеспечивается целостность народа, сохраняется историчность как бытие в мире унаследованных новыми поколениями жизненных программ и проектов.
Вдумчивое постижение его подхода свидетельствует о глубокое понимание ученым сущности историзма как идейно-нравственной и духовно-мировоззренческого единства поколений через века и социальные перипетии несут, защищая и воплощая в предметно-практические формы культуры свою одинаковость - ментальность, которая отличает их от других народов мира и обеспечивает равноправное співбуття с ними в лоне всемирной истории. Без признания этого факта практически невозможно объяснить с научной точки зрения вопрос о том, почему и до сих пор, в век компьютерной революции и космических перелетов, бабушки и дедушки продолжают рассказывать внукам, казалось бы, примитивно-сюжетные сказки и рассказы, почему уважаемые и серьезные издатели печатают народные сказки, почему, в конце концов, человек тянется к первоисточнику своего сознания - к мифу, и почему он до сих пор не потерял конструктивно-интегрирующей функции.
Мир, по М. Гайдеггером, - это мифологически обоснованный образ жизни, бытия народа, что разворачивается в систему повседневно практического отношения к земле, небу, к родителям и богов, - то есть до того, что ученый называет внутрішньосвітовим сущим, без чего мир, как мифологический проект бытия, не существует. Смысл мировой истории народа заключается в сохранении заданных первичным мировоззренческим полем сознания фундаментального единства четырех начал (земли, неба, смертных и богов). Если какой-то из элементов першосвідомості выпадает из орбиты мышления последующих поколений, происходит разрушение целостности бытия в мире. Перед народом стоит проблема выживания: единственный исторический субъект превращается в бесформенную массу, на материал для осуществления проектов другого народа. Разрушение мира символов и исторической памяти означает потерю народом своей историчности.
Реалии сегодняшней истории подтверждают глубокую реалистичность историософских размышлений М. Хайдеггера. Особенно рельефно они проявляются на поприще украинства, что стремится к возрождению своей историчности, суверенности, независимости.
Довольно своеобразно М. Хайдеггер определяет исторические границы бытия народа в мире. Вспомним Августина Блаженного: тот или иной народ, пройдя стадии своего развития, неуклонно движется к упадку. Это же мнение разделял и развивал О. Шпенглер: исторические пределы культуры он определял приблизительно тысячелетиями. М. Хайдеггер рассуждает иначе. Каждый народ имеет свой конец света, бытия в мире является одновременно бытием к концу, то есть бытием к смерти. Однако это вовсе не означает фатальной определенности конца. Ведь всегда остается возможность борьбы: решительность в борьбе за существование возвращает народ к забытым или заброшенной духовного наследия. Через рискованное возрождение прерванной традиции народ обновляет свой міфопоетичний мир (частично сохранен большим искусством) и снова приобретает самостоятельности в отношениях с другими народами. Именно здесь проходит ось исторического стремление народа в мире.