7 КЛАСС
Тема 2. Композиция музыкального произведения
Урок 20
Тема урока. Разновидности ритмического письма, синкопа, упражнение. Работа над песней "Сыну". Слушание музыки. Дж. Россини. Увертюра к опере "Севильский цирюльник"
Цель урока: закрепить с учащимися приобретенные знания и умения воспроизведения ритма; развивать вокально-хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, фортепиано, аудио-запись, портрет Дж. Россини.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
Все музыкальные жанры связаны определенными метро-ритмическими средствами выразительности. Мы легко можем различать на слух темп марша, вальса, польки и т.д. благодаря метроритму. Но, как вы знаете, есть синкопований ритм, давайте споем песню „Пусть будет так”.
- Что такое синкопа?
- В каких произведениях вы запомнили синкопований ритм?
(„Выйди, выйди, Иванку’, „Частушки” и другие).
III. Работу над песней „Сыну” (продолжение).
Распевая, особое внимание звергаю на образное содержание произведения, в котором передан характер и настроение, благодаря удачному сочетанию поэтического текста и мелодии.
IV. Слушание музыки.
1. Рассказ.
На прошлых уроках мы ознакомились с музыкальной формой. Это увертюра, оратория, симфония, концерт. Сегодня вы послушаете еще одну увертюру к опере „Севильский цирюльник” итальянского композитора Джоакино Россини.
Дж. Россини родился в 1792 г. в г. Пезаро. Его отец был трубачом, а мать - певицей с хорошим голосом. Впоследствии семья переехала в г. Болонью, где Россини получил музыкальное образование. Свое творчество он вообще посвятил опере.
В первый период творчества написал 16 опер, 9 из них было написано в характере „буффа”, что означает комичная. Одной из таких опер была „Севильский цирюльник”, которую Россини написал за 20 дней. Это итальянская комедия с острым остроумным содержанием, мелодической щедростью и виртуозным блеском вокальных партий.
2. Слушание увертюры.
3. Характеристика прослушанного.
- В какой форме написана увертюра? (Увертюра написана в форме сонатного аллегро без разработки. Легкость и простота этой музыки воспроизводит итальянский характер, а динамические волны в оркестровке придают ей театральности).
- Какой характер имеет окончания увертюры?
- Какие элементы музыкальной речи использовал композитор?
4. Повторное слушание.
V. Итог урока.