Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Тема И. ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК 91. Биоритмы в жизни человека

 

Образовательная цель: ознакомить с понятием биоритмов; выяснить значение биоритмов в жизни человека.

Основные понятия и термины: биоритмы.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

Интерактивное упражнение «Цепочка»

Первый ученик составляет первую половину фразы, а второй продолжает, и так повторяется за порядком.

Примеры вопросов.

1. В среднем человек должен спать... (8 часов).

2. Продолжительность сна зависит... (от возраста, характера, привычек, степени утомляемости человека).

3. Если всегда ложиться спать в тот самое время, то... (сон наступает быстрее).

4. Очень долгий сон... (вреден для здоровья).

5. Бессонница... (признак болезни).

6. Сонливость - результат... (переутомления).

9. Летаргия - это... (болезненное состояние недвижимости).

10. Слово «гипноз» означает... («сон»),

11. В результате нарушения сна у человека возникают... (галлюцинации, иллюзии, микросон).

II. Изучение нового материала.

1. Интерактивная технология «Карусель».

Ученики прорабатывают материал в учебнике отношении биоритмов.

Организация работы.

Стулья для учеников нужно расставлять двумя кругами.

- Ученики, сидящие во внутреннем кругу, располагаются спиной к центру, а во внешнем - лицом. Таким образом дети сидят напротив друг друга.

- Внутренний круг недвижимое, а внешнее - подвижное. По сигналу ведущего все участники передвигаются на один стул вправо и оказываются перед новым партнером.

Цель - пройти весь круг, выполняя свою задачу.

Ход выполнения

Каждый ученик, сидящий во внешнем кругу, имеет лист с вопросом, ответ на который он хотел бы получить от своих одноклассников. Во время перемещения дети собирают максимум информации. Когда ученики прошли по кругу, происходит заслушивание отдельных ответов, обсуждение тех вопросов, которые оказались очень сложными.

Примеры вопросов для учеников внешнего круга.

1. Что такое биоритмы?

2. Кто и когда открыл явление биоритмов?

3. Какая наука занимается изучением биоритмов?

4. На какие виды делятся биоритмы?

5. Какой отдел головного мозга является «метрономом» адаптивных биоритмов?

6. Что влияет на соотношение «сон - активность»?

7. Как ученые поделили людей по активностью в разные периоды суток?

8. Когда встают люди явно утреннего типа?

9. Как называют тех, что рано просыпаются и рано встают?..

10. Как называют тех, что поздно ложатся спать?

11. Люди, активность которых не зависит от периода суток.

12. Сколько функций в организме повторяется с суточной периодичностью?

13. Как называется приспособительный механизм, обеспечивающий способность живых организмов ориентироваться во времени?

2. Рубрика «Интересно знать»

Суточная периодичность колебания интенсивности физиологических процессов в организме человека

1-3 ч.: максимальная активность желчного пузыря. «Трудные часы» печени в ее напряженной деятельности - идет большая борьба с ядами организма.

1-4 ч.: давление крови и частота дыхания минимальны. Тело отдыхает, организм полностью истощен и физически особенно чувствителен к боли.

1-5 ч.: пониженная температура тела. Минимальное количество сахара в крови. Тело работает на самых малых «оборотах», но слух обостренный и реагирует на шум.

2 часа ночи: резкое сужение капилляров кровеносных сосудов.

2-5 ч.: минимальная физиологическая активность (человек слаб). Минимальная работоспособность легких, пульс и дыхание наиболее медленные.

3-5 ч.: максимальная активность печени.

3 ч.: низкое давление крови.

4 ч.: наименьшая частота пульса. Мозг поставляется наименьшим количеством крови. Это время, когда чаще всего умирают люди.

4-5 ч.: максимальная активность костного мозга.

5 ч.: минимальная температура тела. Почки свободные и ничего не выделяют. Пробуждение от сна бодрое.

5-6 ч.: чувство голода. Даже если человек хочет спать. Ее тело пробуждается. Давление повышается.

5-7 ч.: максимальная активность легких. Сердце бьется быстрее.

6-7 ч.: наименьшая скорость оседания эритроцитов (СОЭ). Иммунологическая защита организма особенно сильный.

7-9 ч.: максимальная активность толстого кишечника. Снижение активности желудочных протоков и работы желудка.

9 ч.: максимальное содержание адреналина в крови. Повышается психическая активность, уменьшается чувствительность к боли. Кровяное давление снижается до минимума. Сердце работает на полную мощность.

8-12 ч.: первый подъем работоспособности (человек сильный).

8-9 ч.: тело отдохнуло, печень полностью освободила организм от ядовитых веществ. В это время особенно вреден для печени алкоголь.

9-10 ч.: максимальное количество сахара в крови.

9-11 ч.: максимальная активность желудка.

10 ч.: первый пик повышенной трудоспособности (самый сильный человек).

11-12 ч.: чувство голода. Сердце продолжает работать ритмично.

11-13 ч.: максимальная активность поджелудочной железы и селезенки.

Печень отдыхает, в кровь поступает небольшое количество гликогена.

12 ч.: максимальное пробуждение биологически активных точек желудочных протоков. Максимальное ощущение голода. Обед лучше перенести на 1 час позже.

13 ч.: резко снижается работоспособность органов кровообращения. Прошел первый период активности, чувствуется усталость.

13-15 ч.: минимальная физиологическая активность (слабый человек). Максимальная активность сердца.

15-17 ч.: максимальная активность тонкого кишечника.

15-19 ч.: второй подъем работоспособности (человек становится сильной). Органы чувств напряжены до предела, особенно обоняние и вкус.

16 ч.: максимальное количество азота в крови. Уровень сахара в крови повышается, но после этого наступает спад его количества.

16-17 ч.: чувство голода.

16-18 ч.: наиболее высокое содержание гемоглобина в крови.

17 ч.: второй пик повышенной трудоспособности.

17-19 ч.: максимальная активность мочевого пузыря. Наступает очень плохое время для аллергиков. Психическая стабильность на нуле. Человек нервная, может поссориться из-за мелочи.

17-20 ч.: максимальная активность лимфатических узлов и селезенки.

18 ч.: максимальная температура тела, максимальное количество сокращений сердца (пульс), расширение капилляров. Максимальное количество адреналина в крови. Психическая бодрость постепенно уменьшается. Снижается ощущение физической боли.

19-21 ч.: максимальная активность почек. Давление крови повышается. Снижается ощущение физической боли.

20 ч.: минимальное количество азота в крови. В это время вес человека достигает максимума, реакции удивительной скорости.

21 ч.: резкий спад работоспособности органов кровообращения. Уменьшение работоспособности сердечной мышцы.

21-22 ч.: максимальная скорость оседания эритроцитов (СОЭ).

21-23 ч.: максимальная активность сосудистой системы. Кровь переполнена белыми кровяными тельцами. Температура тела снижается.

22-23 ч.: физиологический спад (перестройка организма на ночной цикл).

23 ч.: начало сна.

24-1 ч.: пик ложной продуктивности у людей вечернего типа. 24-1 ч: чувство голода у «сов».

III. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.