Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
§ 1. Антропология в контексте других разделов философии
Природные измерения человека
Когда речь идет о естественных измерения человека, тогда поднимаются вопросы ее «закрытых» проявлений. Иначе неотъемлемых, существенных черт, что является условием для человека повторяться. Это не только биологически-психические измерения, но и общие задатки, детерминированные человеческой деятельностью и представляют ее как социальную и культурную существо. То есть ее бытие как коллективного существа. Сюда относится и совокупность качеств, что поддается определению и дает возможность понять атрибутивные черты человека. Перечислим их: возрастная, половая, расовая, национальная, географическая, историческая характеристики. Также наука, образование, политика, экономика, право, религия, искусство.
Природные замеры человека затрагивают вопросы ее существования. За свою содержательность они, с одной стороны, реализуют потребность человека одушевлять и достраивать окружающий мир, с другой, есть только «приобретенными» измерениями. Подвергаясь корректировке, локальные характеристики зависят от временных обстоятельств, могут быть, а могут и не быть, и не влияют на сущность человека. Это дает основание рассматривать их как такие, которые разъединяют, сдерживают людей, отражая человеческую уязвимость, и одновременно, хоть и в некоторых случаях, совершенствуют человека.
В философской антропологии природные замеры человека охвачены сферой зависимости человека от мира. Представляя принудительность (катастрофичность) присутствия человека в мире, видовые черты сигнализируют о беззащитность, одиночество, несоответствие, безнадежность человеческой природы и мира.
Яркими примерами локальных переживаний человека есть страдание, отчаяние, страх, тоска.
Страдания обнаруживает слабость человека и является сигналом ее противоестественного движения, споры с должным. Страдания как беспокойство, страшная мука возникает от осознания беспочвенности бытия, «зависание» над пустотой, ощущение безвозвратной потери и безысходности своего положения. Попытка осмысления феномена страдания принадлежит С. К'єркегору.
Отчаяние непосредственно удостоверяет неприятие человеком противного, устоявшегося, обмисленого, пережитого и обнаруживает несвоевременность, несовершенство ее бытия. Оказываясь в напряжении тоски, отчаяния погружает человека в толщу одиночества, тотального непонимания с другими. Мысли о отчаяние у С. Кьеркегора.
Страх сигнализирует о настроенность человека на встречу с Ничто и отражает конечность, неуверенность человеческого бытия. Сигнализируя человеку о его не всесильность, страх удерживает человека от чрезмерного (революционного) вмешательство в сферу Непознаваемого и убеждает быть осторожной в своих притязаниях понять себя окончательно. Вопросами страха занимались С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер. Стоит отметить, что страх не похож до ужаса. Ужас относится к метафизике человека.
Тоска - отражает человеческое чувство превосходства своей позиции над Другим и склонность быть смущенной противоречивостью отношения своего «господствующего» положения. Оказываясь в бремена скучности, тоска раздирает человека между пониманием собственной наглости и недоверием к вызовам бытия, что одновременно сопровождается потерей аутентичности.
Следовательно, природные замеры человека выражают не вещественный, а предметный мир человека и подтверждают существенную недостаточность, условность коллективного (массового) бытия.