Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 7

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Карл Ясперс

(1883-1969)

«Мы суть того, что мы являемся, только благодаря общности взаимного сознательного понимания»



Выдающийся немецкий философ - экзистенциалист Карл Ясперс начинал свою научную деятельность как доктор психологии и профессор медицины работой «Общая психопатология». Первой философской работой стала его книга «Философия мировоззрений». Именно она сделала К. Ясперса заметным и влиятельным философом первой половины XX века.

Широкое признание К. Ясперсу принес трехтомник «Философия» (1931-1932), над которым он работал более десяти лет. В период фашизма философ «писал в стол». И только в 1945 г. после разгрома нацизма ученый возвращается к преподавательской деятельности и публикует свои труды «Об истине», «Вопрос о вине», «Нация и христианство», «О европейском духе», «Истоки истории и ее цель», «Философская вера», «Наше будущее и Гете», «Разум и антирозум в нашу эпоху» и др. Центральной темой его социально-философских размышлений стала проблема человека и истории.

В противовес позитивизма и идеализма К. Ясперс делает попытку новой постановки проблемы бытия, познания и человека. По его мнению, бытие нельзя представлять себе ни завершенным, ни как бесконечно растворенный в себе Космос. Познание никогда не может охватить это бытие. А человека нельзя рассматривать объективно. Все это - составляющие единой проблемы, которую можно понять только экзистенциально, то есть как мгновенность, что осмысливается через переживания.

Экзистенция, считает К. Ясперс, непосредственно связана с Богом, который превращает ее в «носителя бытия, более высокого, чем все, что признается в качестве высшего розсудком и умом». «Философствования» Ясперса, таким образом, разворачивается как систематизированное учение о мире (« ориентацию в мире»), о душе («экзистенциальное прозрение») и Бога («метафизика»). Опорными категориями этого учения является «экзистенция», «трансценденция», «душа» и «Бог». Осмысление этих категорий возможно только в историческом контексте, где проблема человека разворачивается как проблема свободы.

Общество и история, считал К. Ясперс, начинаются с человека, которая постепенно осознает себя как особое существо и пытается выразить эту особенность в разнообразных формоутвореннях культуры. История человечества имеет единую основу - духовную, которая основывается на вере. Она трактуется К. Ясперсом не только в религиозном, но и в широком философском понимании, то есть как свойство ставить и осмысливать наиболее общие вопросы. Именно здесь общения людей выходит на экзистенциальный уровень, люди начинают движение к свободе.

Выстраивая концепцию истории, К. Ясперс отрицает теорию культурных циклов О. Шпенглера и А. Тойпбі, с одной стороны, и материалистическое понимание истории К. Маркса, с другой. Первая, по мнению философа, разъединяет мировую историю, не дает возможности выявить в ней закономерностей; вторая - преувеличивает роль материальных (экономических) факторов, тогда как приоритет в истории всегда принадлежал духовному.

Человечество, считает К. Ясперс, имеет общие источники возникновения и существования. Однако доисторические времена, то есть период жизни людей, о котором до наших времен не дошло никаких письменных свидетельств, остаются для науки тайной. О них можно только гадать, на их фоне можно фантазировать - и не более. «Доісторія, - пишет К. Ясперс, - это время, когда произошло становление человеческой природы. Когда бы мы могли проникнуть в доісторію, нашему пониманию открылась бы субстанциальный основа человеческой природы именно потому, что мы увидели бы ее становления, условия и ситуацию, которые создали человека таким, какой он есть» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С. 57).

Совсем мало известно человечеству и о характере життєдіяльност людей в кругу так называемых великих культур древности. История же, по К. Ясперсом, начинается со своеобразного осевого времени с момента формирования мировых философий и религий, что подняли: дух человека к осмыслению общего, обеспечили ей духовную самостоятельность. В течение довольно долгого периода, от 800 до 200 гг. до н.э., рассуждает философ, параллельно в нескольких мировых регионах возникают мировые религии, что заслоняют язычество, и философские системы, которые идут на смену мифологии. Складываются своеобразные духовные центры человечества. Они объединяют разные регионы и народы. Пробуждение духа, формирование философской веры знаменуют начало общей истории человечества, которое до того было разделено на локальные, не связанные между собой культуры.

Идея К. Ясперса является простой и понятной: действительную основу единения людей составляет дух, а не родовая, природная или экономическая общность. Именно он обеспечивает целостность цивилизации, объединяет людей в общем стремлении к свободе, предостерегает от рационалистических утопий, претендующих на создание земного рая но только разрушают моральные и культурные основы существования, втягивают людей в ад братоубийственным войнам.

От осевого времени (около 500 г. до н.э.), рассуждает ученый, история движется вперед семимильными шагами. В наше время поднимается силу нового фактора науки и техники, а вместе с ним - значимость таких жизненных центров, как Европа, Америка и Россия. Традиционные центры мировых культур - Индия, Китай - вовлекаются в процессы обновления. Перед человечеством встает сетка глобальных проблем, актуализируется проблема будущего, меняются цели и смысл исторического процесса. Традиционно приоритетными считали такие цели истории, как цивилизация и гуманизация человека; свобода и осознание свободы; величие творческого духа человека; взлет религиозной веры и т.д. Новое время их принципиально не возражает, хотя рядом с ними начинает новые цели и смысл исторического бытия. Они концентрируются вокруг понятия единства в тотальной концепции истории. К. Ясперс обосновывает идею духовного единства человечества как стержня исторического процесса, как главного фактора, что направляет исторический прогресс свободы.