Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

7 КЛАСС

 

Тема 2. Композиция музыкального произведения

Урок 19

Тема урока. Согласование в музыке метра, ритма и темпа. Разучивание песни "Сыну" А. Пашкевича. Слушание музыки. О. Тактакишвили. Оратория "По Следам Руставели"

 

Цель урока: исследовать согласование в музыке метра, ритма и темпа в музыкальных произведениях; развивать ладо-тональный слух, музыкальную память, певческие навыки; воспитывать интерес к музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано, нотный текст песни.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки.

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

Мы с вами доказали, что все средства музыкальной выразительности согласуются между собой. Но музыкальные произведения, написанные в одинаковом размере, могут иметь различный характер.

- От чего это зависит?

Вот послушайте отрывок песни „Ребятки и девочки», которая написана в размере ¾ .

- В каком темпе она выполнена?

(В быстром).

А сейчас я вам наспіваю отрывок песни, которую мы будем сегодня изучать. Она тоже написана в размере V*. (Напеваю).

- Какой темп этой песни?

(Медленный, протяжный).

Итак, музыкальные произведения, написанные в одинаковом размере, могут иметь различный характер.

 

IV. Разучивание песни. «Сыну»

 

Сыну

Слова В. Симоненко

Музыка А. Пашкевича

 

Сдержанно

image212

 

А если упадешь ты на чужом поле,

Придут из Украины ивы и тополя.

Станут над тобой, листьями затріпочуть,

Тоской прощания душу защекочут. Дважды (последние две строки)

 

Можно выбрать друга и по духу брата,

И нельзя родную мать выбирать.

Можно все на свете выбирать, сынок,

Выбрать нельзя только Родину. Дважды (последние две строки)

 

1. Рассказ.

Сегодня мы изучим с вами песню известного уже вам украинского композитора А. Пашкевича,„Сыну”.

Когда Анатолий Пашкевич ознакомился с поэзией Василия Симоненко, то сразу понял, что произведения этого поэта очень легко могут лечь на музыку как-То Пашкевич плыл по Днепру на теплоходе и что-то про себя напевал. Когда приехал в Киев, сел за инструмент и наиграл мотив песни, то его друг Дмитрий Луценко сказал: „Хорошая песня будет!” Так родилась песня „Сыну”, которую вы сейчас послушаете.

2. Художественный показ песни и ее характеристика.

3. Разучиваю песню за нотным текстом, обращая внимание на чистоту интонирования, дикцию, цепное дыхание на длинных нотах.

 

V. Слушание музыки.

Сегодня мы познакомимся еще с одной разновидностью музыкальной формы - это оратория.

Оратория - большой концертный произведение, написанное на определенный сюжет для хора, солистов и симфонического оркестра.

Послушаем 9-ю часть оратории „по Следам Руставели” грузинского композитора Отара Такгакішвілі. В ней рассказывается о грузинского поэта Шота Руставели, который жил в XII в., а за патриотизм и справедливость был изгнан за пределы своей родины, умер в Палестине.

Композитор Отар Такгакішвілі с помощью вокально-инструментального жанра создал сложный по драматургии музыкальный образ Руставели.

Действие 9-ой части происходит в монастыре. Чтобы передать образ поэта, величие его духа, композитор использовал различные исполнительские средства.

- Что именно использовал композитор?

- Какую роль играет в произведении лад?

2. Слушание произведения.

3. Характеристика прослушанного.

 

VI. Итог урока.