7 КЛАСС
Тема 2. Композиция музыкального произведения
Урок 19
Тема урока. Согласование в музыке метра, ритма и темпа. Разучивание песни "Сыну" А. Пашкевича. Слушание музыки. О. Тактакишвили. Оратория "По Следам Руставели"
Цель урока: исследовать согласование в музыке метра, ритма и темпа в музыкальных произведениях; развивать ладо-тональный слух, музыкальную память, певческие навыки; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано, нотный текст песни.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
Мы с вами доказали, что все средства музыкальной выразительности согласуются между собой. Но музыкальные произведения, написанные в одинаковом размере, могут иметь различный характер.
- От чего это зависит?
Вот послушайте отрывок песни „Ребятки и девочки», которая написана в размере ¾ .
- В каком темпе она выполнена?
(В быстром).
А сейчас я вам наспіваю отрывок песни, которую мы будем сегодня изучать. Она тоже написана в размере V*. (Напеваю).
- Какой темп этой песни?
(Медленный, протяжный).
Итак, музыкальные произведения, написанные в одинаковом размере, могут иметь различный характер.
IV. Разучивание песни. «Сыну»
Сыну
Слова В. Симоненко
Музыка А. Пашкевича
Сдержанно
А если упадешь ты на чужом поле,
Придут из Украины ивы и тополя.
Станут над тобой, листьями затріпочуть,
Тоской прощания душу защекочут. Дважды (последние две строки)
Можно выбрать друга и по духу брата,
И нельзя родную мать выбирать.
Можно все на свете выбирать, сынок,
Выбрать нельзя только Родину. Дважды (последние две строки)
1. Рассказ.
Сегодня мы изучим с вами песню известного уже вам украинского композитора А. Пашкевича,„Сыну”.
Когда Анатолий Пашкевич ознакомился с поэзией Василия Симоненко, то сразу понял, что произведения этого поэта очень легко могут лечь на музыку как-То Пашкевич плыл по Днепру на теплоходе и что-то про себя напевал. Когда приехал в Киев, сел за инструмент и наиграл мотив песни, то его друг Дмитрий Луценко сказал: „Хорошая песня будет!” Так родилась песня „Сыну”, которую вы сейчас послушаете.
2. Художественный показ песни и ее характеристика.
3. Разучиваю песню за нотным текстом, обращая внимание на чистоту интонирования, дикцию, цепное дыхание на длинных нотах.
V. Слушание музыки.
Сегодня мы познакомимся еще с одной разновидностью музыкальной формы - это оратория.
Оратория - большой концертный произведение, написанное на определенный сюжет для хора, солистов и симфонического оркестра.
Послушаем 9-ю часть оратории „по Следам Руставели” грузинского композитора Отара Такгакішвілі. В ней рассказывается о грузинского поэта Шота Руставели, который жил в XII в., а за патриотизм и справедливость был изгнан за пределы своей родины, умер в Палестине.
Композитор Отар Такгакішвілі с помощью вокально-инструментального жанра создал сложный по драматургии музыкальный образ Руставели.
Действие 9-ой части происходит в монастыре. Чтобы передать образ поэта, величие его духа, композитор использовал различные исполнительские средства.
- Что именно использовал композитор?
- Какую роль играет в произведении лад?
2. Слушание произведения.
3. Характеристика прослушанного.
VI. Итог урока.