Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

§ 1. Антропология в контексте других разделов философии

Версии антропогенеза

Одной из главных проблем, решение человеческой загадочности является вопрос о происхождении человека. Попытки ответить, как возник человек, охватывает сфера антропогенеза.

Антропогенез происходит от греч, «антропос» - «человек» и «генезис» - «происхождение», что значит учение о происхождении человека. Следует заметить, что версии о происхождении человека не проясняют ее сущности, однако дают интересные варианты толкования человека как рода.

По сей день ученые не пришли к единому варианту понимания возникновения человека. Есть разные взгляды на проблему антропогенеза. Наиболее известные версии - это религиозная (теологическая), научная (эволюционная) и космическая (уфологічно-инопланетная).

 

Согласно религиозной версии, человек создан Богом и занимает исключительное место в мире. В Библии (священной книге христиан), в Ветхом Завете описано акт создания человека - Адама - с начальным сосуществованием Подобия божия и пыли, земли, что повлияло на человеческую сущность и дальнейшую судьбу человечества.

Суть споров, которыми пропитана религиозная версия, заключается в вопросе отклонения в творении Бога: почему человек, сотворенный Богом по Его образу и подобию, совершила грех? Почему человек, зная, какой имела и должно быть, не смогла такой стать? Появление вселенского зла связана с первым поступком человека, оно появилось до ее создания?

Вселенская событие первого грехопадения протолюдей (первых людей), которые нарушили первый Завет (соглашение) со своим Создателем, в течение веков вызвала много размышлений относительно природы человека. И, кстати, не только в религиозных мыслителей. Судите сами. Почему, скажем, всемогущий Творец, создавая человека, не лишил ее способностей к измене? Не смог, или не захотел? Какой бы был человек вполне запрограммирован на безусловное исполнение указаний кого-то более сильного и авторитетного? Была бы она образу и подобию Бога - Творца? Вызвала бы она его интерес к себе? Размышления над этими и другими вопросами приводят к выводу, что человек является определяющей свободным существом. Она может подвергать все сомнениям, все отрицать. Но при этом не забывать об ответственности за свое свободное решение, за свой выбор, за свои собственные творения.

Поэтому религиозная версия происхождения человека как уникального духовного существа просто не может быть обійденою философскими антропологами, потому что в ней предельно обостренно поставленные вопросы, касающиеся самых сокровенных глубин человеческой сущности.

Но религиозные версии антропогенеза не игнорируют и природных основ происхождения человека.

Согласно естественно-научных версий антропогенеза, человек возник из животного, а точнее, человеческого предка, подобного современной человекообразной обезьяны. Натуралистическая концепция трактовки происхождения человека связана с именем Ч. Дарвина и теории эволюции. Главным аргументом мнения, что человек является результатом естественного отбора, является генетическое совпадение человека и шимпанзе и археологические достижения, доказывающие параллельность развития онтогенеза (индивидуального развития человека) и филогенеза (развития рода homo).

Считаем целесообразным изложить в этом подразделении достаточно объемный описание главных ступеней антропогенеза с научной точки зрения. Молодым студентам не помешает знать о нем. И не только в связи с изучением философии, но и других гуманитарных, исторических, естественных наук. К тому же имеющиеся научные взгляды на антропогенез существенно повлияли на трудовые, символические и даже супранатуралістичні гипотезы происхождения человека. В антропогенезе выделяют четыре стадии. Первая - стадия непосредственного антропоїдного предка человека. Довольно противоречивые суждения о нем основываются на находках остатков человекообразных существ, что жили с эпохи миоцена (4-2 миллиона лет назад). Эти существа получили общее название презінджантропи (пралюди). их типичными представителями являются так называемые австралопитеки (южные обезьяны), кости, черепа и следы быта которых нашли в 1924 г. в Юго-Восточной и Центральной Африке. В поздних австралопитеков относят пралюдей, найденных в 1960 году в ущелье Олдувай, Танзания. их мозг уже достигал объема 600 кубических сантиметров. Калійаргоновий метод показал, что жили они около двух миллионов лет назад. Поражает то, что и в Олдувайском стоянке, и в других стоянках типа Олдувайської культуры археологи нашли огромное количество (сотни тысяч) небольших каменных предметов из гальки, обработанного человеческими руками. Если это орудие труда, то почему следы использования замечены лишь на двух - трех процентах экземпляров? [35, 36-41]. Загадка Олдувайської галькової культуры, представители которой якобы только и делали, что заготавливали орудия для сотен будущих поколений, привела к тому, что этих трудолюбивых пралюдей прозвали еще и Homo Habilis (Хомо Хабіліс - человек умелый. А может Хабіліси действительно транслировали в будущее какую-то важную информацию, викарбовуючи ее на гальках?

Вторая стадия антропогенеза называется стадией архантропа (древний человек). К архантропов относятся остатки представителей рода гомо, виду гомо эректус (человек выпрямлена, прямоходящий), найденные на о. Ява (питекантроп, или обезьяночеловек), возле Пекина (синантроп, или китайский человек), в Алжире (атлантроп) и их мозг, достигал 900 - 1100 кубических сантиметров. Эпоха архантропа начинается за миллион лет до нашей эры и продолжается до его второй половины. Разумеется, датировка является чрезвычайно условным.

Архантропові, как физическом типичные человека, отвечает так называемая Шелльська культура, остатки которой были найдены в 1860-х годах у м. Шелль близ Парижа. Шелльські находки оказались идентичными с находками из других стоянок архантропов.

Несмотря на такую идентичность, трудно что-то утверждать о том, что сотни тысяч сколотих гальок хабілісів транслировали архантропам какой-то опыт работы с камнем. О эволюционную непрерывность между этими физическими типами вообще невозможно говорить, если не поверить в нее искренне. Образовательные отношения гомо хабіліс с архантропом навсегда останутся метафизической загадкой антропогенеза. Если, повторяю, не принять тезис о эволюционную связь между ними. Когда-то ее придерживается-вался Ч. Дарвин, Ф. Энгельс, позже - католический церковный иерарх и антрополог Тейяр де Шарден (принимал участие в раскопках синантропа), православный священник и философ О. Мень и другие. Хотя названные мыслители имели иные мировоззренческие ориентации, в вопросах раннего антропогенеза все применяли эволюционную гипотезу.

Согласно этой гипотезы можно утверждать, что хабіліси таки передали архантропам не только сотни тысяч своих абсолютно не функциональных галечных знаков - изделий. но и скрытые за ними навыки работы с камнем. Каменные рубила питекантропов являются более сложными в изготовлении, но они, так сказать, воплощают в себе старую принципиальную идею отщепления от камня лишних кусков с целью придания ему нужной формы. Если меченые сколами гальки олдувайських хабілісів явно демонстрируют отсутствие какой-либо утилитарной предназначенности, то рубило архантропа имеет функционально-прагматическую направленность. Наверное, назначение такого изделия, которое закладывалось еще в процессе его изготовления. А это означает, что за "здесь и теперь" процесса отщепления лишних кусков булыжника наличествовала идеальная пространственно-временная перспектива применения будущего инструмента. Но каким образом случилось такое фундаментальное расслоение реальных и воображаемых пространств - времен?

Третья стадия антропогенеза связана с появлением палеоантропів (древние люди), которые выходят на арену эволюции примерно за 300 тысяч лет до нашей эры. их впервые нашли при раскопках в долине Неандерталь близ Дюссельдорфа (ФРГ) в 1856 году. Поэтому этот физический человеческий тип зовут неандертальцами. Для ранних неандертальцев характерны достаточно высокий по тем временам рост (ок. 160 см), большой объем мозга (ок. 1600 куб. см), большая физическая сила, отсутствие членораздельной речи.

Палеоантропній типологии рода гомо соответствует и определенный тип материальной культуры. Впервые стоянки палеоантропів были открыты во Франции. Памятники, найденные при раскопках окраине города Амьен, что зовется Сент-Ашель, послужили образцами для идентификации находок в стоянках людей неандертальского типа, разбросанных в Европе, Азии, Африці. их культуру назвали Ашельською. К последней примыкает культура стоянки Ле-Мустье, тоже во Франции. Ее называют Мустьєрською. Стоянки подобных культур находятся во многих регионах. В Средней Азии - знаменитая Тешик-Гаш [416], в Украине - Киик-Коба, Чокурча, Шайтан-Коба га другие в Крыму, Молодовська в Черновицкой области и т.п. Знатоки вышеназванных палеоантропних культур небезосновательно удивляются тем новациям, которые в них произошли. Подавляющее большинство орудий, как и раньше, - из камня. Что сказать - эпоха древних каменюк, обрабатываемых палеоантропами (палеолит). Но взгляните на них, на то большое количество вариантов знаряддєвих форм, изготовленных из камней. Здесь и рубила, оббитые с одной и двух сторон, остроконечники для копий, стрел, колющих ножей. Есть изделия вроде топора, являются скребла, массивные отщепы, нуклеусы и др. По аналогии с основанной хабілісами и тиражируемость пітекантропами каменной индустрией неандертальцы строят также костяную индустрию Находки, например, в Молодово, донесли до нас костяную ярангу из бивней мамонтов, много мелких орудий - крючки для рыбы, гарпуны, наконечники стрел.

Удивление знатоков вызвало подтверждение сосуществования питекантропов с неандертальцами. Так, они сосуществовали во времени и пространстве, о чем свидетельствуют обглоданные кости гомо пітекантропос в жилищах неандертальцев и остатки гомо неандерталес в пещерах питекантропов [416]. Но как при таких условиях могла происходить нормальная эволюционная передача родового опыта от старшей к младшей ветви рода гомо? А трансляция эта, без сомнения, происходила. По крайней мере о ней должны утверждать те специалисты, которые придерживаются эволюционной гипотезы. Потому что эволюция не предусматривает прерывание постепенности.

Однако производство неандертальцев принципиально не вписывается в производственные схемы предшественников. Питекантропы Шелльської культуры в принципе только воспроизводили неизвестно для чего созданы за 3 миллиона лет хабілісами операции теску каменів. их каменные рубила были такими же примитивными и однообразными как и сколоты (или просто замечены ударом другого камня) гальки. В отличие от питекантропов, неандертальцы как будто порывают свои связи с предыдущими производственными традициями. Если питекантропы только навязывают камня внешнюю предметную форму, полученную из глубины веков, то неандертальцы, наоборот, извлекают из него все новые и новые варианты знаряддєвих форм. Благодаря этому камень предстает вещью, которая может быть множеством разных предметов. Неандерталец уже умел вичленовувати с каменного обломка определенную предметную форму, которой не было в предыдущей производственной традиции. Без большого преувеличения можно утверждать, что именно на рассматриваемой стадии антропогенеза впервые прослеживаем феномен человеческого творчества.

Но любое творчество необходимо связана с духовными предпосылками, с творческим воображением. Имели неандертальцы творческое воображение, каким был их духовный мир? Это еще одна из загадок антропогенеза. Вроде бы есть все основания утверждать о наличии у неандертальцев и творческого воображения, и духовного мира. Так, они первыми начали хоронить своих родственников, заботясь об их дальнейшем пребывании в позажиттєвому мире: вместе с умершими клали предметы обихода, пищу, оружие. Например, в гроте Тешик-Таш (Узбекистан) вместе с костями погребенного мальчика были найдены игрушки из рогов животного. В Шанидар (Ирак) в неандертальській могиле обнаружены остатки множества цветов, которыми когда-то было покрыто тело покойника.

Создание неандертальцами ритуалов, которые не имеют прямого утилитарно-биологического и материально-производственного смысла, ритуалов, не интегрированных в производственный процесс, удостоверяет их первые робкие попытки создать культуру, которая находилась за пределами культа производства. То есть они попытались создать культуру сугубо духовную, культуру как самостоятельную и самоцінну реальность, отделенную от ма-материального производства. Именно неандертальцю принадлежат первые попытки создания орнаментальных рисунков, свидетельствующие о появлении зачатков духовного производства как продуцирование особых духовных ценностей.

Но, как известно, палеоантроп-неандерталец оказался тупиковой ветвью эволюции человеческого рода. Почему исчезли представители этой ветви? Ведь они демонстрировали такие возможности... Физически сильные, хорошо вооруженные, с незаурядным интеллектом, способны к творчеству, они, казалось бы, были обречены на выживание и прогресс. И все же около 30 тысяч лет до нашей эры неандертальцы вдруг бесследно исчезают, освобождая место для гомо сапиенс (человек разумный).

Четвертая стадия антропогенеза связана с неоантропом, или Человеком Разумным. Древнейшие остатки и следы деятельности гомо сапиенс археологи находят еще в слоях верхнего или позднего палеолита, что соответствуют примерно 40 тысячам лет до нашей эры. Некоторое время (около 10 тысяч лет) сапиенс сосуществовали с неандертальцами. Состоялась коммуникация между ними, происходила трансляция родового опыта неандертальцев сапіенсам, как того требует эволюция? Материально-производственная культура сапіенсів, несмотря на все ее новации, в основе своей оставалась каменной. Сапиенс унаследовали и чрезвычайно развили способности предшественников вытаскивать из множество принципиальных новаций.

Во-первых, именно неоантропы-сапиенс изобрели миф как организован категориальный костяк духовной и материальной культуры. В основе мифа - идея одушевленості всего, что существует (анимизм). Она стала мировоззренческой основой их творческого воображения: все есть одушевлено-родственным, что может становиться чем угодно. Скажем, определенный кусок камня вмещает в себе множество возможностей стать многими определенными вещами, которые не потеряют с ним духовного родства. И сапиенс активно с этими возможностями экспериментировали в своей практической деятельности.

Во-вторых, именно в культуре неоантропів прослеживаем раздвоение ранее целостного потока каменной индустрии на изготовление предметов утилитарного назначения, изготовления орудий труда и предметов, направленных на поддержание того міфосемантичного скелета культуры, ее мировоззренческих основ. Среди них важное место занимают предметы ритуала, предметы искусства. Благодаря им создается мир специфической духовности.

Верхний палеолит и неолит действительно извещают о мощный духовно-эволюционный взрыв, благодаря которому траектория развития лю-дины разумной стремительно возносится. Об этом свидетельствуют последствия ее творческой деятельности - изобретение земледелия и скотоводства, появление шлифованных каменных орудий, тканей, глиняной посуды, крупных поселений типа Трипольских поселений в Украине, Иерихона в Палестине, Чатал-хююк в Малой Азии. Мозг человека также стремительно эволюционирует в эти времена. Причем, как свидетельствуют данные сравнительной антропометрии, развитие мозга прослежены у всех народов сразу. Уже кроманьонцы и родственные им представители Ориньякской культуры позднего палеолита (30 тыс. лет назад) ничем не уступали современному человеку. Как, кстати, и более ранние, те, которых относят к Мустьерской культуры раннего палеолита (времена появления homo sapiens) в Азии, Африке и Европе, в частности, в Украине (Триполье, Запоріжчина, Молодово, Антоновка, Крым). Реконструкции М. М. Герасимова по черепах, найденных в гроте Мурзак-Коба (Крым), свидетельствуют, что это были стройные, красивые люди с прекрасно развитым черепом. их искусство (так называемая "ориньякская" скульптура и графика) показывает, что духовный мир наших далеких предков был богатым и сложным, что они выделялись пречудовою художественной одаренностью, проникновенной интуицией, изящной симпатией, которые помогали им не только реализовать свое единство с миром природы, но и ощущать высшую духовную основу этого единства. Пожалуй, лишь она давала этим людям духовные силы в противостоянии опасным и сильным неандертальцам и хищникам в доисторические времена. Потому что именно суггестия (внушение) могла, как утверждает Б. Ф. Поршнев, быть эффективным средством обуздания их агрессивности.

Как отмечают специалисты, именно на кроманьйонцях биологическая эволюция человека, которую связывают с естественным отбором, остановилась.

В дальнейшем ее заменили эволюционные процессы развития материальной и духовной культуры. Совершенствуются средства труда. Каменные орудия меняются медными, затем бронзовыми. Растет продуктивность трудовой деятельности, распространяется обмен ее продуктами. Наряду с имеющимися родоплеменными сообществами образуются новые, построенные на политических и экономических началах. Происходят крупные перемещения народов. Так, в течение VI-III тысячелетий до н.э. осуществлялось расселение афразійських племен Сахары по Северной Африке, а также по степных территориях Аравии, Сирии, Месопотамии, где осела семітомовна часть афразийской языковой семьи. С IV тысячелетия до н.э. на землях между Карпатами и Уралом расселяются племена индоевропейской языковой общности. Между IV и III тысячелетиями до н.э. были освоены земледельцами-скотоводами долины трех великих рек Африки и Азии: Нила, Евфрата, Инда. На рубеже IV тысячелетия до н.э. происходит переход от первобытной общинности (варварства) к цивилизации. Появляется город.

Города древних цивилизаций по-своему иллюстрируют факт "двойного гражданства" человека и его значимость. Они - следствие чьей-тхненної творчества и чьей-то тяжелой рутинной работы. При всем уважении к последней, отметим первой. Город - природа, созданная человеком "из праха земного", к тому же отграничена от окружающей сугубо природной среды духовным ориентиром, в котором в течение доцивілізаційних тысячелетий был миф. Главный мотив тогдашнего мифа - рождения. Созданные духовным творчеством и физическим трудом людей города не резонируют этом мотиве. Скорее они противостоят мифологии. Отныне человек живет в своей собственной, ею созданной природе, в связи с чем происходит и изменение представлений о духовном, позаприродний мир. Мифологические представления о нем вступают в противоборство с религиозными - более абстрактными идеями единого бога творца и творения мира. Именно в цивилизационные времена возникает религия как дофілософська форма духовности. Хотя можно вполне согласиться и с теми, кто утверждает ее сосуществования с мифом в доисторические времена.

В сравнении с двумя миллионами лет существования рода homo, сорокатисячолітня эволюция homo sapiens выглядит стремительным взрывом. В сравнении же с четырьмя тысячами лет цивилизации, она предстает чрезвычайно медленным процессом, каждое столетие которого похоже на все остальные. И все же эволюционные изменения происходили. Каждый шаг эволюции человеческой культуры был одновременно шагом человека в преодолении собственной ограниченности. Конечна в естественном времени и пространстве, она сама воспроизводила свою бесконечность, приобретенную благодаря духу. Такое воспроизведение называют трансцендуванням - выходом за собственные природные рамки. Но куда выводят человека эти выходы? Это вопрос касается трансценденции. В доисторические времена, во времена цивилизованного прогресса, в настоящем оно постоянно предстает перед человеком как принципиально творческим существом. И требует ответов.

Но чисто естественно-научная концепция происхождения феномена человечности таких ответов не дает.

Зато их предлагают основанные на ней трудовые теории происхождения человека, в частности марксистская теория, которая возникла в середине XIX в. «Трудовая теория» утверждает, что определяющим фактором антропогенеза является труд, однако она не может ответить на вопрос, что подтолкнуло обезьян работать? Почему археологами найдены стоянки с орудиями труда и без социальных характеристик?

Согласно космической версии человек не божественная и не естественная сущность, а космическая, ведь имеет космическое сознание.

Интересной является мысль Тейяр де Шардена, который предположил, что в космосе, в процессе концентрации через взаимодействие молекул, клеток и психики на стадии ноосферы возник человек. Космический процесс эволюции, как «дрейф в сторону сверхсознания», запрограммирован «точкой Омега» (Христом), определяет сущность и назначение человека.

Традиционно выделяют два подхода к трактовке человека:

- натуралистический;

- супранатуралістичний.

Первый исключает из характеристик человека все сверхъестественное. Второй сочетает естественное в человеке со сверхъестественным.