Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 7

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Жан-Поль Сартр

(1905 - 1980)

«Возможности приходят в мир через человеческую реальность»



Выдающийся французский философ, писатель и драматург Ж.-П. Сартр вошел в историю философской мысли как основатель атеистического экзистенциализма - философского направления, что отрицал бытие Бога и возлагал ответственность за процессы, которые осуществляются, на самого человека.

Как известно, экзистенциалисты формировали новое мировоззрение через обобщение идей философии жизни, феноменологии, религиозно-мистических размышлений С. Кьеркегора и художественных сомнений Ф. Достоевского. Главный вопрос философии они видели в том, как жить человеку, потерявшему прогресивістські иллюзии перед лицом исторических катастроф.

Человек, согласно постулатам экзистенциализма, есть совсем одинокой в этом противоречивом мире. Она поставлена в ситуацию «один на один» с проблемами, которые имеют случайный характер. Никто не может ей помочь. Даже Бог, ведь он умер. Идея смерти Бога - а она была исходной в философских рассуждениях Л. Фейербаха, Ф. Ницше, Ф. Достоевского и других мыслителей - является определяющей и у экзистенциалистов. Поскольку Бог умер, то ответственность за жизнь должна взять на себя сверхчеловек. Это - философское кредо Ф. Ницше. Экзистенциалисты предлагают другой вариант. Смерть Бога, согласно их убеждениям, перекладывает ответственность за свою жизнь каждого отдельного человека: каждый должен взять на себя ответственность за собственную судьбу, за свой автономный выбор. Критерием же)е такого выбора может быть собственная совесть, а не религиозные наставления, не традиционные моральные нормы, не категорический императив или любые другие надособові факторы.

Эту общую установку экзистенциальной философии разделял и развивал один из ее наиболее ярких представителей Ж.-П. Сартр.

Будущий философ учился в Высшей нормальной школе в Париже; преподавал философию в Гавре, позже - в лицее Пастера в Париже. В период 2-й мировой войны Сартр оказался в составе действующей армии, был пленным, а после освобождения вернулся к преподавательской деятельности и одновременно поступил к движению Сопротивления. Он разделял левые взгляды и впоследствии стал одним из признанных лидеров этого прогресивістського движения.

Ж.-П. Сартр начинает как феноменолог, который базирует свое философствование на главных трудах Гуссерля.

Позже он делает поворот к онтологической, а еще позже - к собственно экзистенциальной проблематики. Основным трудом философа стала книга «Бытие и ничто».

«Бытие» не создано никем и ничем, оно просто есть, рассуждает Сартр. Оно не активное, пассивное, не имманентное (не предусматривает отношение - различия - к самому себе), оно не отличается от самого себя, оно « приросло к самому себе». Бытие есть то, что оно есть. Бытие есть абсолютная позитивность, «ускользает» из временности (которая связана с изменением), лишенное основы (не создано из чего-то другого). Это - бытие в-себе и поэтому совершенно случайное. Следовательно, бытие есть, есть в-себе, является то, что оно есть. Сознание как бытие - спецификой ее способа существования в-себе есть бытие для-себя. «Существовать для сознания означает иметь сознание о своем существовании. Она появляется как чистая спонтанность перед миром вещей, которые являются чистой инертностью».

Носителем, уникальным представителем бытие сознания есть специфически человеческое бытие - единое бытие в мире, способное задавать вопросы о себе и, следовательно, отличать себя от самого себя. Однако вопрос может быть поставлен не только о бытие, но и небытие, то есть о ничто. Этот вопрос предполагает, в свою очередь, возможность трансцендентального (онтологического) существования небытия по крайней мере в трех его формах: небытие предмета; небытие другой определенности предмета, чем данное; небытие знания о предмете.

По мнению Сартра, небытие существует «на равных» с бытием. Но небытие есть не просто отсутствие всякого бытия, а оспаривающее его (негативное) бытия. Поэтому небытие (ничто) является вторичным, производным от бытия. Источником небытия человек - «человек есть бытие, через которое небытия приходит в мир». Но возражения (оспаривающее его утверждения) не порождает небытие (ничто). Оно само базируется на ничто, которое имеет онтологический статус. Отрицательное утверждение выявляет факт существования негативного бытия - ничто.

Но как приходит ничто в бытие? - задается вопросом философ. В мире само по себе ничего не случается. Он просто существует. С бури, землетрясения, катастрофы, но после них бытие не становится больше или меньше, чем было. Оно просто по-другому расположилось (но и это не совсем точно, поскольку, чтобы зафиксировать іншість. нужен свидетель, который «удерживает» прошлое, чтобы сравнить его с настоящим и зафиксировать эту инаковость). Принося в мир ничто, человек приносит определенность, поэтому уничтожение возможно только в человеческом мире. В этом его принципиальное отличие відсвіту природного. Человек осмысливает свое бытие и переживает его. Она постоянно преодолевает собственную бытийную ситуацию и создает новую, «переходит» в нее. Обозначенный переход и есть свобода, которую человек переживает - обнаруживает страх, тошноту и др. Переживание. Этот феномен Сартр называет экзистенцией, своеобразным «кирпичиком бытия, из которой (вернее, с которых) формируется человеческое бытие как таковое. В этом переживании, продолжает далее философ, человеку не на кого положиться. Ведь Бог умер! Именно поэтому она должна полагаться только на себя и таким образом приближать свое будущее.

Вот характерное высказывание Ж.-П. Сартра по этому поводу: «Я умолял, выпрашивал знамение, посылал к небу призывы, - говорит герой пьесы Ж.-П.Сартра «Дьявол и Господь Бог», - но не получил ответа! Небо не знает ничего, не знает даже моего имени. Каждую минуту я спрашивал себя: что я такое в глазах Бога? Теперь я знаю ответ: ничто. Бог меня не видит. Бог меня не слышит. Бог меня не знает. Видишь ли ты эту бездну над нашими головами? Видишь ли ты этот пролом в дверях? Это Бог. Видишь ли ты эту пропасть в земле? Это Бог. Это также Бог. Молчание - это Бог. Отсутствие - это Бог. Бог - это одиночество в толпе» (Сартр Ж.П. Стэна. - М., 1992. - С. 358).

Человек сам должен решать, как ей быть, как вести себя в той или иной ситуации. Она сама для себя источник всех ценностей и моральных принципов: «Я был наедине с собой, сам принимал решение, выбрал то зло, сам делал добро, сам жульничал, сам творил чудеса, сам себя приговорил теперь и сам себе могу дать отпущение грехов - я человек» (Там же).

И, наконец, главный вывод экзистенциализма: если есть человек, то не может быть Бога, но если существует Бог, то человек - это ничто!

Экзистенциалистов интересует, прежде всего, конкретная ситуация, в которой находится человек. Более того, они рассуждают о состоянии человека в ситуации. Она обусловливает то состояние, которое, в свою очередь, предопределяет конкретное действие человека в той или иной ситуации. «Экзистенция» буквально означает «существование». Философия экзистенциалистов - это описание чрезвычайно противоречивого человеческого существования, его модусов. Так же модусами являются состояния человека - забота, страх, решимость, совесть и т.д., то анализ их в контексте природы человеческой личности и ее реализации в противоречивых реалиях жизни является главной линией философских размышлений экзистенциалистов.

Оригинальными являются размышления Ж.-П. Сартра в отношении индивидуальной свободы личности как единого фундамента общественных ценностей. По его мнению, сущность человека - это замысел, проект, будущее. Человек является тем, кем пытается быть, она сама определяет свое будущее, проецирует судьбу. Вещи, окружающие человека, в принципе не имеют существенного значения для того, что произойдет с человеком позже, потому что ее действия детерминируются не вещами (общественными отношениями, институтами, идеями), а отношением человека к вещам. Человек - свободное существо. Все зависит от того, кем (чем) она захочет быть. Нет такого условия, которое бы помешало человеку осуществить свой выбор. Скала, которую я вижу перед собой, рассуждает Ж.-П. Сартр, будет моим врагом, будет сопротивляться, если я захочу перенести ее с места на место. Однако и сама скала станет моим соучастником, если я захочу использовать ее как повышение для обзора ландшафта. Все зависит от того, какой смысл, значение человек придает вещам.

Свобода, по Ж.-П. Сартром, - единственный фундамент общественных ценностей. Люди ссылаются на детерминизм, чтобы оправдать свои поступки, снять свои грехи, освободиться от страха риска за свой выбор, от бремени ответственности. У человека всегда есть выбор, поэтому она всегда свободна. Воля человека определяет его отношение к ситуации. Человек - свободное существо, ибо она одаренная умом. Однако свобода является не только благом для человека, но и тяжелым знамением судьбы. Человек не может лишиться свободы, ибо всегда должен отвечать за свои действия и не может переложить ответственность на природу, на историю или на Бога. Человек обречен на свободу, делает вывод Ж.-П. Сартр. «Бытие-в-свободе» вызывает тревогу и чувство одиночества, залишеності. Человек хочет убежать от своей свободы. Существует лишь один путь бегства - смерть.

Философия свободы Ж.-П. Сартра трагедийная. И это не случайно. Абсолютная свобода «пожирает сама себя». Она устанавливает нормы жизни, которые сама же должна преодолеть! Она детерминирует себя и одновременно не признает какой-либо детерминации. Она ограничивает себя границами и одновременно разрушает их. Поэтому смерть - единственный выход, что может преодолеть указанное противоречие свободы. Ж.-П. Сартр в этом выводе, пожалуй, прав. Ошибается он в другом - в воображении о независимом (от вещей) бытия человека в мире. Такого бытия нет. Все в нашей жизни связано друг с другом. Люди на существует в окружении подобных себе существ, в географическом и социальном пространстве, ее окружают ее же история, традиции, культура. Она не свободна в выборе объективных условий жизнедеятельности, которые (хочет того человек или нет) влияют на нее. Разве зависит от человека то, что ее родили те, а не другие родители, в той, а не в другой стране, в тот, а не в другое время и т.д? Разве можно изменить эти обстоятельства сознанием? Конечно, человек имеет выбор, но и он определенным образом ограничен. Можно отказаться от родителей, предать родину, бросить детей. Но тогда человек остается человеком?

Итак, свобода человека не абсолютна, она исторически, социально, естественно, обусловлена антропологически. Она относительна, как и все в мире. Она существует в определенной системе координат и идет «в одной упряжке» с необходимостью, которая имеет такую же детермінантну силу, как и свобода.

Можно по-разному оценивать философию экзистенциализма, например, подчеркивать ее запутанном характере, невыразительности категорийных форм, хитаннях между альтернативными методологическими доминантами и т.д. Однако нельзя не признать, что философия экзистенциализма попыталась разобраться в общественной жизни людей через индивидуальное бытие каждого человека. Эта попытка - исторически первая в истории общественной мысли человечества. И хотя современные историки и некоторые критики экзистенциализма пытаются отыскать (и не без оснований) основы этого направления в исследованиях почти всех известных философов прошлого - от Ф. Ницше, М. Штирнера, Г. Гегеля, И. Канта к Дж.Ст. Милля, И. Бентама, Ж.-Ж. Руссо, Б. Паскаля, даже Сократа и Гераклита, - нельзя не признать приоритетность экзистенциалистов в обосновании философии индивидуального бытия человека в мире, детерминированности поступков и выбора собственной совестью, гарантом которой с память смерти - вечная константа человеческого существования, преодолеть или переступить которую не может никто.

Экзистенциализм не является «традиционно-ученый» философия. Это - размышления, сомнения, надежды мыслителя - художника, который видит мир не только в категорійному, но и в образном виде. Именно поэтому экзистенциализм приобрел высокую популярность в мире, проник в глубинные пласты художественного мышления, нашел социальный фундамент в интеллигенции и продолжает влиять на различные направления социально-философских поисков.