ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - это ассоциация свободных граждан, которые взаимодействуют между собой исключительно на почве собственных интересов, правовых норм и совместно согласованных или производимых регуляторов (компромисс т.д.). Понятие Г. с. характеризует целостность сусп. жизни относительно полет, структур, прежде всего государства. Г. с. сочетает экон., социальные, культурные, духовные, семейно-бытовые отношения и ин-ты, а также предполагает определенные свободы, права и обязанности личности как необходимые условия ее утверждения и самореализации в общественной жизни. Понятие государства и Г. с. теорет. расчленяют целостный социальный организм на две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны - полет, и социальную сферы общества.
Зрелое Г. с. характеризуется высоким уровнем самоуправления, в нем концентрируется творческий потенциал социальности. Сусп. связи, интересы и ценности оказываются здесь в разнообразных сусп. движениях, объединениях, ассоциациях, творческих союзах. В них выдвигаются сусп. инициативы, новые идеи, проекты, планы, которые проходят проверку коллективным разумом и испытания действием, получают в конце концов ясный и выразительный вид и могут в дальнейшем стать руководящими принципами государства. Сравнительная независимость Х. с. от государства в управлении отдельными социальными процессами характеризует пластичность сусп. жизни, его способность к саморегулированию, открывает простор творческим усилиям граждан.
Отношения Г. с. и государства всегда были в центре внимания социальных мыслителей. Концепция Г.с. разрабатывалась социальной философией в XVII - XVIII вв. в связи с критикой сусп. отношений и полет, структур феодализма.
Мыслители этой эпохи считали, что человечество в процессе своего развития переходит от естественного к гражданскому состоянию, в котором преодолеваются неупорядоченные отношения и произвол путем установления законов, регулирующих поведение людей. Только при условии господства законов в обществе возможна личная свобода. Общ. интерес и заг, воля концентрируются в государстве, возникает на основе "сусп. договора". Идея сусп. договора была направлена против теол. истолкования сусп. жизни и феодальных полет, теорий законности абсолютной монархии. Она утверждала, что законы общественной жизни должны основываться на неоспоримых правах человека, которые вытекают из ее природы.
В филос. - истор. концепции Г. Гегеля Г. с., как и семья, рассматривается как базис государства, что является воплощением божественной идеи в истор. мире. Г. Гегель отдавал безусловное предпочтение государству, которую считал имманентным целью семьи и Г. с. и которая выражает общий интерес, тогда как семья и Х. с. - сфера частных и особых интересов. Миссия государства заключается в охране семьи и управлении Х. с. Правительство своей политикой призван упорядочить экон. и социальная жизнь, снять противоречия между семьями и социальными состояниями, между индивидом и обществом. Структура Г. с., по Г. Гегелю, состоит из трех сословий: земледельцев (естественное состояние), ремесленников, торговцев и предпринимателей (рефлексирующий состояние) и чиновников и военных (всеобщее состояние). Последний олицетворяет состояние общ. интерес, осуществляемый государством.
Провозглашенная в ходе Великой франц. революции Декларация прав человека и гражданина (1789) отрицает становой разделение людей и подлинным субъектом Г. с. утверждает самостоятельную, автономную личность - человека, которому государство должно гарантировать ее "неоспоримые и неотъемлемые" права, в первую очередь - свободу, равенство, безопасность и собственность Г. с. тем самым понимают как социальное пространство деятельности независимых, наделенных равными правами и, следовательно, в некоторой степени равными возможностями индивидов. Требование обеспечения со стороны государства прав человека как полет, гарантий ее существования в Г. с. направлена против вмешательства государства в частную жизнь, против произвола и жесткой регламентации поведения индивида. Это требование вошла в общ. человеческих ценностей и не потеряла своего значения до наших дней.
Анализируя концепцию "прав человека", провозглашенной Великой франц. революцией, К.Маркс указывает на ограниченный и декларативный характер очерченных прав, они не выходят за пределы "эгоистической" человека, замкнутого в своем частном интересе и отделенной от сусп. целого. Т. с. К.Маркса заключается в необходимости преодоления экон. и социального отчуждения человека, общ. эгоизма и в создании свободных ассоциаций производителей, в которых свободное развитие каждого был условием свободного развития всех. Однако К.Маркс, как и Г. Гегель, отдавал предпочтение государству в сфере управления сусп, делами, правда , в отличие от Г. Гегеля, подчиненной и подконтрольной народу (идея народовластия, відмираючої государства),
Полит. опыт истории XX в. свидетельствует, что взаимоотношения государства и Г. с. могут приобретать деформированного характера, если возникают полет, структуры тоталитарного типа, когда государство не контролируется народом, а бюрократической олигархией. Тоталитарные режимы стремятся к огосударствлению общества, всеобъемлющего контроля за всеми сторонами сусп. жизни, прибегают к нарушению демокр. свобод и прав человека, имеют тенденцию к все возрастающей бюрократизации. Государство стремится подчинить себе все общество, а это приводит к стагнации сусп. жизни в целом.
На современном этапе развития независимого укр. государственности актуальным является создание Х. с. и правового государства, в котором обеспечивается верховенство закона во всех сферах сусп. жизни, связанность законом самого государства и его органов, строгое соблюдение свободы личности, защита ее прав, интересов, чести и достоинства. Правовое государство предполагает широкую демократизацию всех сторон жизни общества, смещение акцента в сторону развития гражданских начал. Этот процесс направлен на высвобождение социальных сил общества, активности и инициативы людей.
Категория Х. с., обозначая особый социальный тип общества, выполняет в социологии прежде всего теорет. - методол. функцию. Она обеспечивает возможность системного, целостного подхода к его изучению.