Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 6 классов

Урок № 90

Тема. Деление рациональных чисел

 

Цель: закрепить знания и отработать навыки использования правила деления рациональных чисел отдельно и вместе с другими правилами арифметических действий над рациональными числами.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания

@ Поскольку единственный новый момент, который был разобран на предыдущем уроке - это определение знака доли двух рациональных чисел, то проверяем этот момент. Именно на доске учитель или один ученик записывает зашифрованные ответы (только знаки долей)). Например:

1. Найдите долю:

а) 3,6 : (-4); б) 2,5 : (-7,5); в) - 8,64 : 1,2; г) - 56,68 :(-0,01); д) -2 : 0,05; е) -3 : ; ж) :;) :; ы) :.

а) -; б) +; в) -; г) +; д) -; е) +; в) -;) -; в) +; и) +.

Таким образом, экономим время на проверке домашнего задания.

2. В начале урока можно дать математический диктант.

Математический диктант

Вариант 1 [2]

1. Выполните деление на 1,8 -2 [-2,4 на -4].

2. Можно вычислить долю 0 и (-5) [-8 и 0]?

3. Можно ли вычислить значение выражения -6 поделить на 0 [0 поділіти на -3]?

4. Решите уравнение: -0,25 х = 5[в : (-0,5) = -7]; с : (-2,3) = -2 [-0,34a = 0,68].

 

II. Актуализация опорных знаний

Во время проверки правильности выполнения математического диктанта повторяют правила и некоторые свойства деления. Чтобы полностью подготовить учащихся к решению упражнений, запланированных на этот урок, решаем устные упражнения.

Устные упражнения

1. Поставьте вместо * знаки действий, чтобы выполнялся порядок действий, указанный римскими цифрами. Можно пользоваться скобками.

а) ; б) ; в) .

2. Упростите выражение: а) 3(2х - 11); б) -2(5 - 2х); в) -5(x + 3) + 3.

 

III. Отработка навыков

@ Если правила деления рациональных чисел усвоены учениками хорошо, на этом уроке решаем упражнения более высокого уровня сложности, а именно та, предусматривающих применение других правил арифметических действий с рациональными числами и их свойства.

Устные упражнения

1. Вычислите долю:

-12 : 3

-24 : (-6)

100 : 125

-6,25 : 2,5

0 : (-8.7)

-1 : (-1)

 :1

-0,16 : (-8)

- :

- :

10 :

:

2. Игровой момент

На доске записаны следующие примеры:

-2,5 · 3 = ...; 5,3 · (-2) = ...; -5,5 · (-4) = ...; -7,1 · 10 = ...; -15,3 : (-3) = ...; 20,5 : (25) = ...; -27,9 : 9 = ...; -15,2 : 10 = ....

Учитель называет число, а ученики находят, результатом действия которой является это число. (Например, учитель говорит: «-3,1». Ученик отвечает: «-27,9 : 9 = -3,1»). Повторяем несколько раз.

3. Игровой момент

Учитель. Я задумал 2 числа. Поставьте только 1 вопрос и, выслушав ответ, скажите, числа имеют одинаковые знаки?

Письменные упражнения

1. Вычислите:

а) (-28) : (-4) - 10;

б) - 65 : 13 + 90 : (-15);

в) (7 - 10) · (-18) + 42 : (-7);

г) 15 - (4 + 8 : (- 2)) - 6;

д) 0,2 - : 11;

есть) -4 : - 10 : (-20).

2. Найдите значение выражения 12 : х - 4,6, если: х = -3; -1,5; 4; -0,5.

3. Решите уравнение:

a) -2x = 10; б) -3x = -9; в) 0,2x = -4; г) -1,2x = 3,6; д) -x = ; е) -х = -1.

4. Решите уравнение: а) 4х = -10; б) -0,4 х = -2; в) х = -.

5. Решите уравнение:

а) 3(2х - 11) = -21; б) -2(5 - 2х) = -14; в) -5(х + 3) + 3 = -17.

6. Дополнительные упражнения

Задача 1. Найдите корень уравнения:

a) (2,5 в- 0,75) · (-0,3) = 0;

б) (-0,01 х - 4,9) · 54,2 = 0;

в) ;

г) .

Задание 2. Найдите неизвестный член пропорции:

а) ; б) ; в) ; г) .

@ Можно заметить, что знак «·» в этих уравнениях (то есть значение выражения a·b:c, где a, b, c - рациональные числа) так же зависит от количества отрицательных чисел, как и знак произведения!

Логическое упражнение. Задача 3. а) выражение пропущено?

 

а)

 

-а - 5

3а + 2

?

б) Какое число пропущено?

5х - 3 = 42

108°

5 + 3х = 26

?

 

IV. Итоги урока

Повторяем правила и свойства деления рациональных чисел.

 

V. Домашнее задание

1. Вычислите: а) -42 : 14 - 18 : (-2); б) -60 : 12 + (-2 - 8) · 5; в) -4: (-9).

2. Решите уравнения: а) -3(3х + 1) = 15; б) 2 + 3(х - 3) = -13.

3. Выполните действия: а) -18 : (-3 + 2,7) + 9; б) (-2)3 : 4 + (-0,8) : (-0,04); в) : (-4).