Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 90

Тема. Добавление и вычитание десятичных дробей

 

Цель: познакомить учащихся с выполнением переставної и соединительной свойств сложения десятичных дробей; научиться использовать их для реализации вычислений.

Тип урока: усвоение знаний навыков и умений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания, воспроизведение знаний

Проверка усвоения материала предыдущего урока осуществляется в виде самостоятельной работы (под копирку), 2 ученика выполняют ее с вариантами по открытой доской.

Самостоятельная работа

Вариант 1 [2]

1. Выполните действия:

1) 3,87 + 32,496; 2) 23,7 - 16,48; 3) 20 - 12,345; 4) 35,493 + 4,037.

[1) 4,36 + 27,647; 2) 32,4 - 17,23; 3) 50 - 22,475; 4) 28,547 + 3,253.]

2. Решите уравнение:

1) х + 2,34 = 6; 2) (2,34 + х) - 8,5 = 4,73.

[1) 40,18 - x = 6,291; 2) (x - 20,8) + 12,17 = 22,2]
Ответы

Вариант 1. 1. 1) 36,366; 2) 7,22; 3) 7,655; 4) 39,53. 2.1) 3,66; 2) 10,89.

Вариант 2. 1. 1) 32,007; 2) 15,17; 3) 27,525; 4) 31,8. 2. 1) 33,889; 2) 30,83.

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся
Устные упражнения

1. Вычислите: 1) 0,3 + 0,4; 2) 0,8 + 0,6; 3) 0,6 + 0,4; 4) 1,3 + 0,5; 5) 8 + 0,7; 6) 1,23 + 5,46; 7) 4,1 + 2,59; 8) 3,2 - 1,8; 9) 5,4 - 0,6; 10) 3 - 0,2; 11) 1 - 0,1; 12) 10 - 9,5.

2. Которые числа можно записать вместо квадратиков, чтобы равенства были верными?

1) □ + 0,3 = 1;

2) □ + 0,35 = 1;

3) □ + 0,009 = 1;

4) □ + 0,35 = 0,8.

3. Вычислить самым удобным способом:

1) (7 + 69) + 31;

2) 14 + (79 + 186);

3) 14 + 19 + 26 + 21;

4) 78 + 43 + 57 + 22.

 

III. Дополнение знаний

@ Решения второго устного задания показывает ученикам, что в отдельных случаях при добавлении десятичных дробей можно получить натуральное число или десятичную дробь, количество значащих цифр дробной части которого меньше количества значащих цифр в дробных частях слагаемых. Поэтому некоторые дроби «больше подходят» к данным. На этом свойстве основано применение связующего закона добавления.

После этого разбирается примеры на применение связующего закона и некоторых правил выполнение сложения и вычитания.

Вычислить самым удобным способом:

1. (3,25 + 0,419) + 6,75 = (3,25 + 6,75) + 0,419 = 10,000 + 0,419 = 10,419;

2. 4,56 + 0,333 + 0,44 + 0,067 = (4,56 + 0,44) + (0,333 + 0,067) = 5 + 0,4 = 5,4.

3. Упростить выражение: 2,46 + а + 81,139 + 14,8 = а + 98,399.

4. (4,12 + 0,116) - 1,12 = (4,12 - 1,12) + 0,116 = 3 + 0,116 = 3,116.

5. 0,844 - (0,244 + 0,018) = (0,844 - 0,244) - 0,018 = 0,6 - 0,018 = 0,600 - 0,018 = 0,582.

Замечания. Можем отметить, что при добавлении натурального числа и десятичной дроби можно добавить только целые части, а дробная часть не изменится.

На первичное закрепление этого факта можно предложить устные упражнения.

Найдите сумму: 4 + 3; 4 + 0,3; 0,4 + 3; 0,04 + 3; 3,4 + 0,3.

 

IV. Формирование умений

Решение задач, которые отобраны на урок. Задачи условно можно разделить на группы по темам:

1. Формирование умений применять соединительный закон сложения десятичных дробей (№ 860, 862 (2-4)) и некоторых свойств вычитание (№ 871 (2,4)).

2. Задачи, предусматривающие выполнение добавление и вычитание десятичных дробей (№№ 854, 863, 868 (1-3), 869 (1-3)).

3. Уравнения и числовые выражения на сложение и вычитание десятичных дробей(№ 856 (2, 6), 858 (3)).

 

V. Итог урока

@ Основной результат урока: ученики должны понимать - во время вычисления значения суммы или разности, состоящий из трех или более чисел, прежде чем выполнять действия по порядку (слева направо), надо убедиться, что нельзя заменить этот на порядок более удобный.

 

VI. Домашнее задание

п. 30, №№ 861; 870 (1-4); 871 (1; 3); 855; 850 (2).