Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 89

Тема. Добавление и вычитание десятичных дробей

 

Цель: закрепить знание общих правил сложения и вычитания десятичных дробей; дополнить знания учащихся отдельными случаями сложения и вычитания десятичных дробей.

Тип урока: применение знаний, навыков и умений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. На доске заранее записаны ответы задач домашней работы. При необходимости учитель комментирует их решения.

2. После разбора домашнего задания ученики на местах с комментариями решают№ 300 (1, 2, 4, 5, 6, 8) - из рабочих тетрадей или выполняют математический диктант с проверкой ответов по окончании диктанта.

Математический диктант

Вариант 1 [2]

1. Выполните сложение: 1,13 + 2,3 [1,15 + 2,6].

2. Найдите сумму: 2,812 и 3,7 [3,6 и 2,571].

3. Выполните вычитание и сделайте проверку добавлением: 3,85 - 2,12 [4,75 - 3,13].

4. (Выполните вычитание). Найдите разницу: 1,16 и 0,5 [1,12 и 0,3].

5. Найдите значение выражения: 11,2 - 2,13 [16,3 - 3,25].

 

II. Воспроизведение полученных знаний

После разбора результатов математического диктанта учащиеся повторяют алгоритм сложения и вычитание десятичных дробей (можно использовать одноименную таблицу - см. урок № 88), особенно акцентируя внимание на том, что нужно уравнять количество цифр в дробной части.

 

III. Постановка проблемы и дополнение знаний учащихся

1. Учитель предлагает применять изученный алгоритм к решению следующих примеров: 1 и 2.

Пример 1. 12 + 3,9.

Пример 2. 10 - 3,82. (№ 300 (3, 7) - рабочая тетрадь)

Вопрос к ученикам

Сколько цифр в дробной части первого числа (в каждом из выражений)?

Ответ: дробной части нет. Учащиеся могут догадаться, как решить эту проблему (получить дробную часть).

Если же нет - учитель объясняет, что любое натуральное число можно записать в виде десятичной дроби, целая часть которого равна данному числу, а дробная состоит из одного, или двух или нескольких нулей (при необходимости нулей можно записать как угодно много), и тогда решение примеров будет иметь такой вид:

Пример 1. 12 + 3,9 = 12,0 + 3,9 = 15,9.

Решения.

Пример 2. 10 - 3,82 = 10,00 - 3,82 = 6,18.

Решения.

На закрепление этого момента можно предложить учащимся составить и решить два примера на собственные сложение и вычитание натурального числа и десятичной дроби. 2. Второй отдельный случай, который может встретиться учащимся при добавлении десятичных дробей, можно рассмотреть во время решения примеров 3,4 и 5.

Пример 3. 3,846 + 5,134 = 8,98.

Решения. нули в конце дробной части суммы отвергают.

Пример 4. 83,24 + 42,76 = 126.

Решения. нули в конце дробной части суммы отвергают.

Пример 5. 87,24 + 42,76 = 130.

Решения. нули в конце дробной части суммы отвергают.

Вывод. После выполнения сложения десятичных дробей нули в конце дробной части отбрасывают.

Учитель. Итак, теперь мы знаем, как складывать и вычитать десятичные дроби, десятичные и натуральные числа, и наша задача - научиться применять эти правила.

IV. Закрепление знаний, формирование умений, отработка навыков

@ На этом уроке продолжается работа формирование умений выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, теперь уже с учетом особых случаев. Поэтому ученики решают как задачи начального и среднего уровня(№№ 832, 833 (3,5,6), 835 (4), 837 (1,4)), так и задачи достаточного уровня(№№ 850, 852, 858 (1, 2)). Дополнительно (если хватит времени) можно предложить учащимся задачу: Вместо квадратиков запишите такие десятичные дроби, чтобы равенства были верными:

1) □ + □ = 1;

2) □ + □ = 0,7;

3) □ + □ = 0,1.

Попробуйте решить эту задачу, заменив квадратики равными десятичными дробями.

 

V. Итог урока

Учитель еще раз отмечает на тех выводах, которые были получены на уроке (алгоритм сложения и вычитание натурального числа и десятичной дроби).

 

VI. Домашнее задание

п. 20, № 834 (3, 6); 836 (4), 838 (7), 850 (1), 851, 853.