7 КЛАСС
Тема 2. Композиция музыкального произведения
Урок 18
Тема урока. Интерпретация музыкальных произведений. Вокальное упражнение. Работа над песней "Школьный корабль".
Слушание музыки. М. Глинка. Увертюра к опере "Руслан и Людмила"
Цель урока: учить детей воспринимать музыкальное произведение в единстве содержания и формы; развивать навыки активного восприятия музыкального произведения; воспитывать интерес к оперному жанру.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-записи, портрет М. Глинки.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
а. Пение упражнения по полтона вверх.
b. Упражнение на выработку протяжного пения.
III. Объяснение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с понятием „интерпретация” музыкального произведения. Каждое музыкальное произведение исполнитель может выполнять по-своему. Такое прочтение музыкального произведения называется интерпретацией или трактовки. Вот, например, выполним отрывок песни „Степом, Степом” А. Пашкевича.
(Дети выполняют).
А теперь послушайте, как эту песню исполняет хор на аудио-записи. (Слушают).
Вы заметили, что профессиональные исполнители полнее доносят до слушателя главный художественный замысел композитора.
IV. Работа над песней „Школьный корабль” Г. Струве.
Обращаю внимание на характер исполнения: бодро, задорно, легко, без напряжения. Работаю над чистотой интонирования, дикцией, дыханием. Желающих опитую на оценку.
V. Слушание музыки.
1. Беседа.
- Из чего состоит мелодия?
(Мотив, фраза, предложение).
- А какие вы знаете музыкальные формы? Что такое форма?
Форма - это композиция музыкального произведения, структурное построение.
Есть двухчастная, одночастная, 3-х частная, сонатная, куплетна, вариационная т.д
- Какое музыкальное произведение вы слушали в прошлый раз?
- Кто такой М. Глинка?
- Что такое увертюра?
2. Сегодня вы еще раз послушаете увертюру, но заметьте, сколько тем в увертюре. Вы помните основную идею: борьбу добра и зла. Какие элементы музыкальной выразительности использовал композитор?
Начинается увертюра радостно. Главная тема звучит гордо и непреклонно. Далее появляется лирическая мелодия арии Руслана (наигрываю отрывок), что переполнена нежной любовью к Людмиле. А в средней части звучит музыка напряженной борьбы главных персонажей со злым чародеем Черномором, которого композитор характеризует специфическим мелодическим оборотом.
(Наигрываю отрывок).
- Что вы можете сказать о оркестровую палитру увертюры?
3. Повторное слушание увертюры.
VI. Итог урока.