Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

§ 1. Антропология в контексте других разделов философии

Что такое человек?

 

Человек самая загадочная и самая сложная существо. Ее многомерное бытие, разннобразные и одновременно неповторимое, незавбачуване. Дать исчерпывающий ответ на вопрос что такое человек? сложно из-за уникальности и собственно неисчерпаемость каждого индивида. Человек пластичная, разнообразна и обладает признаками отличными от других существ: творит культуру, способна к общению, мыслит, живет только в коллективе, у нее есть разум, сознание.

Становясь предметом интереса для самой себя, человек может осмысливать действительность, безусловно изменять ее и таким образом меняться сама. Именно из-за того, что процесс осознания себя и мира имеет динамический характер, невозможно однозначно определить человека. Опредметнити, одномерно описать природу человека - значит, с одной стороны, обнаружить высокомерие, с другой, признать беспричинность и суету собственного присутствия во всем, что происходит. Акцентуация внимания на одном из измерений человека приводит к отторжению, а иногда и забвения, других, что сопровождается искажением человеческой сущности и ошибочным пониманием ее образа. О. Больнов, отрицая окончательное и незыблемое видение человеческой сущности, определил принцип «открытого вопроса». Призывая избегать абсолютизации проявлений человека, мыслитель предлагал целостный, всесторонний взгляд на нее.

Неспеціалізованість человека напрямую свидетельствует о ее универсальность. И. Кант поставив перед философией глобальные вопросы, резюмировал их в принципиальном вопросе «что такое человек?» Этим самым философ отметил истинную позицию человека. Она способна к всеоб'єднання неизведанным образом. Это, в свою очередь, является признанием надлежащего места человека в мире - беспристрастного. Не имея возможности отдавать предпочтение одной сутнісній силе над другой, человек свободно и не отчужденно относится ко всему вокруг, подчиняясь велению внутреннего мира. Находясь на пересечении постоянного и переменного, человек действует согласно с природой и поэтому естественно (просто, прозрачно, не искусственно) удерживает мировое равновесие. Г. Гессе назвал человека «чудеснейшим перекрестком», а значит она не скована пределах определенного решения, мнения, ситуации, поэтому от самого человека зависит, за чем она идет и что такое она есть.

Попытками постичь феномен человека пропитаны все эпохи у всех народов. Отметим, что разные системы по-разному представляли человека. Наиболее употребительные из определений - это основано древними греками zoo politicos (полісна животное), римлянами - homo sapiens (человек разумный). Современность сориентирована на прагматичное homo faber (человек-производитель). Первое сводит человека к рационалистической подобия, второе к технической. Е. Морен, который смотрел на человека как на культурное существо, предлагает выявлять ее в диалектике sapiens-demens (разумности - неразумности). Интересным является трактовка К. Линнея: Animal rationale - (животное рациональная). Б. Франклин называл человека tool making animal (животное, создающее орудия). Е. Кассірер symboly-cum (человек как символическое животное). Неофициальный отец философской антропологии Ж-Ж. Руссо считал, что «человек, который размышляет - испорченное животное». Ф. Ницше так же представлял человека животным, однако такой, которая способна обещать. С. Кьеркегор - существом, что выбирает. М. Шелер считал человека зверюгой, что хочет нового. Это далеко не все существующие сегодня представления о человеке. Однако даже частично упомянутые определения отражают не только изменчивость представлений о человеке в зависимости от культуры, собственных посягательств и исторической эпохи, но и невозможность свести ряд человеческих проявлений до общего понятия, которое бы удовлетворило всех раз и навсегда. Мера постижения вопрос что такое человек? находится в состоянии непрерывного «отскакивания» (стремление к бесконечности), постоянной самореализации и в этом смысле предстает как устойчивость самоопределения человека.

Имеющиеся опыты толкования феномена человека через собственную неполноту и несовершенство утверждают парадоксальный способ ее бытия. Будучи продуктом не только природной, социальной и культурной эволюции, человек еще и сам себе основание. Как мировая характеристика она осуществлена навсегда, как атрибутивная признак (антропос) человек разорвана на составляющие, отражающие телесную, психическую, социальную, политическую, экономическую, научную, техническую стороны жизни и длятся во времени. Поэтому человек-изначальное существо, вечная сущность которой проявляется ежесекундно.