Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Антропологические и социально-культурные измерения научного познания

Социально-культурная детерминация науки

Целесообразно отметить, что понимание принципа социально-культурной детерминации познания тоже претерпело существенных изменений. В философской литературе в течение длительного времени господствовало мнение, согласно которому общественные потребности непосредственно детерминируют развитие науки. Безусловно, такая традиция основывается на реальных основаниях, и можно найти целый ряд эпизодов из истории науки, которые иллюстрируют это утверждение. Однако непосредственная социальная детерминация науки является скорее исключением, чем общим правилом. За неявного возведение социально-культурной детерминации науки к непосредственной обусловленности целей научного исследования возникает такая дилемма: или принцип социальной детерминации науки не является всеобщим, или его следует толковать более широко, чем непосредственное обусловленность целей научного познания.

По нашему мнению, анализируя принцип социально-культурной детерминации науки, следует разграничить два смыслы понятия "социальное": социальное в широком смысле, что включает науку, и социальное в узком смысле, которое является внешним относительно науки. Понимание социального в широком смысле исходит из тезиса о том, что наука является социальным по своей природе, что ее развитие обусловлено всей общественно-исторической практикой. При таком понимании принципа социальной детерминации познания наука является частью общественно-исторической практики, и вопрос о внутренние и внешние факторы развития познания в рамках такого понимания не имеет смысла. Общественно-историческая практика имеет сложную структуру. Ее элементы тоже влияют на науку. Анализ такого влияния и будет исследованием социальной детерминации науки в узком смысле. В таком понимании эти социальные детерминанты будут внешними по отношению к науке. Это внешнее воздействие одновременно происходит внутри общественной практики и опосредуется ею как целым. Поэтому понятно, что указанные смыслы понятия "социальное" тесно взаимосвязаны между собой.

Таким образом, детерминация цели в научном познании материальным производством (как и вообще процесс социальной детерминации науки) сопровождается процессом преобразования "внешних" относительно науки факторов на "внутренние". Этот процесс неоднороден. Он включает в себя преобразование материального заказ на цель научного поиска в рамках конкретной научной дисциплины. Существенные, радикальные изменения в материальном производстве ведут к коренной перестройки стиля научного мышления нового толкования научных понятий и категорий. Продукты материального производства становятся материальными средствами научного познания, тем самым имманентно вплетаясь в научное познание.

Важно отметить, что в реальном поведении ученого философия как безличная форма социальной обусловленности познания с необходимостью сочетается и дополняется такой ее личностной формой, как мировоззрение. Именно в последнем внешние социально-культурные детерминанты сливаются с внутренними убеждениями ученого, определяет выбор его исследовательской позиции.

В самом акте презентации знания уже заданный момент деятельности не только того, кто создает знания, но и того, кто это знание воспринимает. Поэтому если познавательная деятельность обязательно включает в себя коммуникативный аспект, то это значит, что в определенном социальном отношении является внутренним относительно нее.

Если указанные выше аспекты исследования всезагальності социально-культурной детерминации научного познания являются исследованиями в синхронном плане, то существует еще один аспект, который содержит анализ практической обусловленности науки как в синхронном, так и в діахронному плане. Этот аспект связан с различением общего и совокупного труда. Первая обусловлена кооперацией современников и использованием труда предшественников. Вторая предполагает непосредственную кооперацию индивидуумов. А это означает, что внутренняя логика научного познания обусловлена достижениями всей человеческой культуры и содержит ее в себе.

Исследование практической обусловленности познания в діахронному плане предполагает рассмотрение "вписаності" познания в культурно-историческую реальность и тем самым выявления в категориальном аппарате мышления специфических социокультурных параметров.

Итак, принцип социально-культурной детерминации познания является всеобщим. Эта всеобщность сопровождается трансформацией внешних относительно науки факторов во внутренние и предусматривает следующие аспекты анализа: обусловленность познания всей общественно-исторической практикой, непосредственную и опосредованную детерминацию целей научной деятельности в контексте научного познания, адаптацию познания в социально-культурной среды и наличие социокультурных параметров в категориальном аппарате мышления, философию и мировоззрение как личное и безличное формы социальной детерминации познания, коммуникативность познавательного процесса, особенности познавательной деятельности в контексте всеобщих характеристик научного труда.

Всеобщность принципа социально-культурной детерминации науки не исключает, а предполагает логику сравнительно самостоятельного развития познания. В то же время было бы неправильным отождествлять эти два положения. Они могли бы совпасть только при полном совпадении общественных задач, которые стоят перед наукой, и целей научного познания, полного совпадения этих последних и реальных результатов научного познания.

Таким образом, если раньше в основном акцентировали внимание на социальной обусловленности развития познания, то сейчас все больше внимания уделяется и обратному процессу - адаптации научного знания к тому или иному социально-культурной среды. На смену линейной схеме непосредственной детерминации познания практикой приходит комплексная схема, которая акцентирует на целой системе опосредования процесса культурной обусловленности науки и аппликации научных результатов в практику.

Что же до последней, то важно не сводить ее непосредственного воплощения знания в определенных материально-технических системах. Аппликацию знания следует понимать и в социально-гуманистическом, мировоззренческом плане. В общем виде практическая аппликация науки основывается на возможности функционирования и воплощение знания в других контекстах и условиях, чем те, при которых оно возникало. Такая трансконтекстуальність функционирования знания является специфической чертой продуктов научного знания.