Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

1. Психология как наука

1.2. Основные направления, структура и методы психологии

1.2.4 Методы психологии

Метод- путь научного познания, средство, с помощью которого познается предмет науки. Специфика психической реальности требует разработки и применения специальных методов ее познания, которые воплощали бы требования объективности, системности и генетического подхода.

Объективность - это не непосредственное видение психических явлений каким-то внутренним зрением, а их опосредованное познание путем анализа их объективных проявлений в деятельности и поведении. Системность выступает как требование изучать человека, учитывая особенности строения и функционирования систем, элементом которых она является. Генетический подход требует рассматривать каждое психическое явление как процесс, все этапы развития которого должен выяснить исследователь.

Психологические законы и закономерности раскрываются на основе анализа опытных данных, для получения которых применяют различные методы исследования. Одни из них являются собственно психологическими, другие - заимствованы из различных наук и надлежащим образом модифицированные.

Классификация методов психологии.

На основе анализа особенностей всех методов исследования, которые используются в психологии, Б. Ананьев разделил их на четыре группы.

1. Организационные методы. К этой группе относятся сравнительный, лонгітюдний и комплексный.

Сравнительный метод, который иногда еще называют методом поперечных срезов, реализуется путем сопоставления результатов исследования отдельных индивидов или групп.

Лонгітюдний (англ. lomgitude - долгота) метод применяют при изучении результатов многократных обследований тех же лиц в течение длительного времени.

Комплексный метод хорош тогда, когда одно и то же психическое явление изучают разными средствами или даже в разных науках.

2. Эмпирические методы. Сюда относят наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, тест, беседа, анкета, интервью, анализ продуктов деятельности, соціометрію и др.

3. Количественный и качественный методы обработки данных. Количественные методы - это определение средних величин качеств, которые исследуются, и мер их рассеивания; определение коэффициентов корреляции; факторный анализ; построение графиков, таблиц, матриц и т.д. Качественный метод предусматривает анализ и синтез собранных данных, их сравнения и обобщения.

4. Интерпретационные методы. Эту группу образуют генетический и структурный методы. Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития с выделением этапов, стадий, критических моментов и т.п. Структурный метод является средством установления структурных связей между качествами личности, что является предметом анализа.

Наблюдения.

Оно является одним из основных методов психологических исследований, который, в свою очередь, имеет несколько модификаций.

Наблюдение - целенаправленное собирание психологических фактов поведения и деятельности личности с целью их дальнейшего анализа и толкования.

Наблюдение является методом психологического исследования только тогда, когда, пользуясь им, не ограничиваются описанием явлений, а переходят к объяснению их психологической природы. В этом принципиальное отличие научного наблюдения от житейского, которое имеет неорганизованный, случайный характер и ограничивается только регистрацией фактов. Научное наблюдение проводится по заранее разработанным программе и плану, в которых четко определен объект наблюдения, установлено, что, где и когда наблюдать, как фиксировать полученные результаты. Тот, кого исследуют, не должен знать, что за ним наблюдают, потому что это сделает его поведение вынужденной.

Если наблюдения проводят за группой, то, в зависимости от поставленной задачи, оно может быть включенным и невключеними.

Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам на некоторое время присоединяется к группе, которая является объектом исследования. Причем для группы он является не наблюдателем, а равноправным членом, который участвует во всех видах трудовой и общественной деятельности. За невключенного наблюдения исследователь не входит в состав группы, а ведет наблюдение будто извне. Никто в группе не знает, что за ним наблюдают.

Метод наблюдения имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам относятся:

- непринужденность поведения исследуемого;

- возможность собрать большое количество фактического материала;

- возможность применять технические средства для регистрации материалов наблюдения.

Главными недостатками метода наблюдения являются:

- пассивная позиция исследователя, который не имеет права целенаправленно вызвать необходимое психическое явление;

- зависимость результатов наблюдения от опыта, компетентности и добросовестности исследователя;

- сложность толкования полученных результатов.

Разновидностью этого метода является интроспекция (самонаблюдение) - наблюдение и описание собственных психических явлений. Интроспекция требует специальной подготовки исследуемого, а ее результаты в значительной степени являются субъективными, потому что это самозвіт. их надо проверять другими методами. Самонаблюдение используют как вспомогательный метод.

Эксперимент.

Ведущую роль в психологических исследованиях играет эксперимент.

Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) - метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление необходимых психических явлений.

Экспериментатор сам моделирует ситуацию исследования, может изменять ее в процессе эксперимента, а при необходимости провести его повторно.

Эксперимент бывает констатуючим, когда изучают имеющиеся психические факты без внешнего вмешательства, и формирующим, если психические качества личности исследуют в процессе обучения и воспитания.

По месту проведения и особенностями оснащения эксперимент разделяют на лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводят в специально оборудованном помещении с помощью психологической аппаратуры согласно инструкции, которая определяет действия того, кого исследуют. Это самый распространенный среди многих разновидностей эксперимента, потому что в нем легче всего создать условия, которые определяют поведение объекта исследования, регистрировать и измерять его действия, математически обрабатывать их.

В первых психологических лабораториях В. Вундта (Лейпциг), В. Бехтерева (Казань), М. Ланге (Одесса) и др. при проведении исследования в лабораторном эксперименте выделяли только один и управляли только одним фактором, регистрировали только однородные последствия. Для достижения чистоты эксперимента пытались устранять все посторонние влияния, что почти никогда не удавалось сделать полностью. И все же, различные исследователи получали неодинаковые, а иногда даже противоречивые результаты. Это происходило потому, что не учитывался субъективный фактор на поведение объекта исследования влияли его психическое состояние, экспериментатор и сама процедура эксперимента. А это очень важные факторы при исследовании эмоциональных состояний, мотивации поведения или способностей. Конечно, в лабораторном эксперименте с использованием современной высокоточной аппаратуры и компьютеров получают более основательные и более ценные результаты. Однако это не единственный надежный способ познания психического. Кроме того, не все можно исследовать в лабораторных условиях. Чем сложнее исследуемое явление, тем труднее воспроизвести его в лабораторных условиях, тем менее естественно оно разворачивается.

Чтобы преодолеть проблему неестественной поведения исследуемых, российский психолог Александр Лазурский (1874-1917) в 1910 г. предложил идею естественного эксперимента, при котором явления изучают в привычных для того, кого исследуют, условиях, причем он даже не догадывается о собственном участии в опыте.

Преимуществами метода эксперимента является:

- активная позиция экспериментатора;

- возможность вносить изменения во время эксперимента;

- возможность повторного проведения исследования;

- возможность применить аппаратуру, чтобы объективно зафиксировать результаты исследования.

Недостатком этого метода (в случае лабораторного эксперимента) является негативное влияние «эффекта лаборатории» на психическое состояние того, кого исследуют, что отражается на полученных результатах.

Тест

С начала XX в. в психологических исследованиях стали широко использовать тесты.

Тест (англ. test - испытание) - кратковременное стандартизованное испытание, направленное на определение того, кого исследуют, показателей развития определенных психических свойств.

С помощью тестов определяют наличие определенных знаний, навыков и умений, характеризующих некоторые свойства личности, устанавливают профессиональную пригодность человека.

Своеобразные тестовые испытания использовали еще в Древних Китае, Вьетнаме и Греции при отборе учащихся на обучение и отборе государственных чиновников.

Начало научного использования тестов связывают с именами американского психолога Джеймса-Маккина Кеттела (1860-1944) и английского ученого Фрэнсиса Гальтона (1822-1911). Дж. Кеттел впервые предложил выявлять закономерности поведения людей, исходя из идеи «среднего» человека. Ее параметры определяют как средние показатели, полученные в результате исследования большого количества людей. Ф. Гальтон реализовал эту идею практически, основав в 1884 г. лабораторию, в которой людей обследовали по 17 показателям.

Первые тесты для определения умственных способностей создали во Франции Альфред Бине (1857-1911) и Теодюль Симон (1873-1961). их использовали при отборе детей для обучения в школе. В 1912 г. В. Штерн (1871-1938) предложил определять коэффициент интеллектуальной одаренности человека - IQ («ай кью»).

Применение стандартизированных заданий, возможность одновременного изучения значительных массивов людей, кратковременность процедуры и простота обработки полученных результатов способствовали быстрому распространению тестовых методик при исследовании различных психических качеств человека. Однако слабое разработка вопросов методологии и методики использования вызвали острую критику. Традиционная критика тестов касается не метода, а его частных методик, необоснованности оценочной направленности тестов, игнорирование индивидуальных особенностей личности, ее компенсаторных возможностей. Некритическое увлечение научно необоснованными тестами и их массовое использование нанесли значительный ущерб развитию психологии и в нашей стране. В 1936 г. тесты были запрещены. Лишь во второй половине XX в. в Украине начали применять тесты при исследовании профессиональной пригодности.

Диагностическая ценность теста в значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности положенного в его основу психологического факта и профессиональной подготовки исследователя. В настоящее время разработаны и апробированы тестовые методики, используемые при исследовании различных психических процессов и качеств человека.

Интерпретируя результаты тестовых исследований, надо помнить, что это разовые испытания, они фиксируют лишь то, что есть в определенный момент. Поэтому на их основе нельзя делать никаких прогнозов, предвидеть возможность или успешность дальнейшего психического развития. Серьезным недостатком тестов является зависимость полученных результатов от уровня образования того, кто является объектом исследования, и невозможность проанализировать его деятельность при выполнении заданий.

Беседа.

Как вспомогательный источник фактов при проведении психологических исследований используют группу методов опроса, к которой относятся беседа, анкета, интервью и др. Все они имеют один общий недостаток - значительную субъективность полученных результатов.

Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе непосредственного общения по специально разработанной программе.

Ее цель заключается в получении необходимой информации из ответов собеседника на заранее подготовленные вопросы. Особенность беседы как научного метода проявляется в том, что благодаря непосредственному контакту с собеседником есть возможность, не меняя цели, переформулировать вопросы, получены ответы. Характер, полнота и глубина полученных в процессе беседы сведений значительно зависят не только от содержания и формы вопросов, но и от особенностей межличностных отношений, которые устанавливаются при этом. Поэтому собеседник должен чувствовать, что его понимают и дружелюбно к нему относятся.

Метод беседы лучше применить для получения сведений о прошлом человека, объяснение ее нынешних действий и поступков.

Интервью.

Цель интервью - получить необходимую информацию из ответов респондента на заранее подготовленные вопросы. В отличие от беседы, интервьюер не должен прерывать респондента, комментировать его ответ или подталкивать к определенным выводам.

Интервью (англ. Interview - встреча, свидание) - метод получения социально-психологической информации путем устного опроса.

Различают несколько видов интервью в зависимости от особенностей и количества поставленных вопросов и характера речевого контакта между интервьюером и респондентом: стандартное (формулировка и последовательность вопросов определено заранее), напівстандартне (с определенным количеством возможных вопросов), глубинное (выясняют один вопрос, вопросы и ответы имеют свободную форму), свободное (вопрос лишь указывают на определенную тему), опосредованное (вопросы являются опосредованными, цель их респонденту не известна), экстенсивный (имеет несколько этапов, охватывает многочисленных респондентов, результаты отражают закономерности) и др.

Анкета.

Анкета позволяет собрать материал, что касается характера, содержания, направленности мыслей, оценок, настроений человека.

Анкетирование (лат. inquerere - расследовать, искать) - метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально разработанной программе.

Анкеты делятся на закрытые и открытые. В открытой анкете испытуемый сам формулирует ответ на поставленный вопрос, в закрытой - выбирает одну из предложенных. Открытые анкеты более информативны, но сложнее во время обработки материалов. Недостатком анкет является определенный субъективизм полученных ответов и невозможность проверить искренность респондентов.

Социометрия.

Социометрия является методом изучения межличностных отношений в малых группах. Обосновал его американский ученый Джекоб Леви Морено (1892-1974).

Социометрия (лат. societas- общество; гр. metron- мера) - метод количественного определения взаимосвязей, которые образуются между членами группы в процессе межличностного общения и взаимодействия.

На основе простой процедуры взаимного выбора между членами группы по признаку «симпатия - антипатия» раскрывают структуру межличностных отношений, определяют соціометричних звезд и аутсайдеров (изолированных). Хотя социометрия является удобным экспресс - приемом, она все-таки дает возможность заглянуть за фасад «выборов» и «преимуществ», выяснить почему и за что один индивид предпочитает другому.

Анализ продуктов деятельности.

Этот метод широко используют для выяснения особенностей психологии творческого процесса.

Анализ продуктов деятельности - метод сбора фактов при изучение материализованных результатов психической деятельности человека - архивных материалов, дневников, чертежей, рисунков, изготовленных предметов и т.д.

Применяя этот метод, исследователь имеет дело не с конкретным человеком, а с материальными продуктами его предшествующей деятельности, их анализ дает основания ретроспективно установить особенности психической деятельности человека, наличие у нее определенных навыков, умений и знаний о процессе деятельности и т.д. Для получения правильных выводов надо узнать, является ли этот продукт типичным результатом деятельности человека или создан случайно, в каких условиях проходила деятельность и др.

Анализ продуктов деятельности используется в психологии как вспомогательный метод, потому что не всегда на его основе можно определить все виды психической деятельности, повлекшие за собой определенный результат.

Реализация любого психологического метода происходит в условиях конкретного исследования, которое состоит из четырех этапов: подготовительный, экспериментальный, количественной обработки данных исследования и интерпретации полученных результатов.

На подготовительном этапе знакомятся с проблемой исследования, собирают необходимый материал, изучают состояние ее разработки в литературных источниках и т.д.

Экспериментальный этап предусматривает реализацию выбранной методики исследования.

Количественная обработка собранных во время эксперимента материалов осуществляется с помощью математико - статистических методов: ранжирование данных, определения средних значений, применение корреляционного, дисперсного или факторного анализа. Они дают возможность установить достоверность сделанных выводов.

Интерпретируют полученные результаты на основе конкретных психологических теорий.

Выбор конкретного метода исследования зависит от поставленных целей, особенностей исследуемых объектов, предпочтений и опыта исследователя.

Итак, современная психология тесно связана со многими науками. Благодаря совместным пограничным проблемам появилось немало новых ее отраслей. В то же время она имеет собственный предмет изучения, специфические задачи и специальные методы исследования.