Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 8

Тема. Развитие письменной речи. Составление 2-3 предложений по рисунку и объединение их частей

 

Цель: учить учащихся понимать смысл предложения, составлять предложения по картинкам, а из них — короткий рассказ, дополнять предложения, выбирать из них те, которые передают содержание рисунков, а также являются их названиями; способствовать обогащению и активизации словарного запаса учеников, продолжать развивать их мышление и речь; воспитывать культуру оформления письменных работ.

Тип урока: урок развития речи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Преобразование предложений.

Упражнение № 1

Ученикам предлагается внимательно рассмотреть рисунок. (М. В. Коченгина. Живой родничок. Рабочая тетрадь по развитию речи. 2 класс, с. 5).

Вопросы к рисунку

— Кто изображен на рисунке? (Девочка)

— Что делает девочка? (Рисует)

— Кого рисует девочка? (Павлина)

— Где рисует девочка? (В альбоме)

— Чем рисует девочка? (Карандашом)

По этому рисунку можно составить такие предложения:

Девочка рисует.

Девочка рисует павлина.

Девочка рисует павлина в альбоме.

Девочка рисует павлина в альбоме карандашом.

— Какое из этих предложений наиболее полно передаёт содержание рисунка? (Девочка рисует павлина в альбоме карандашом.)

 

Упражнение № 2

Учащимся дано предложение: «Бельчата прыгают».

Учащиеся должны дополнить это предложение новыми словами. Работа над упражнением проводится по аналогии с предыдущим.

Варианты ответа Бельчата прыгают.

Бельчата прыгают быстро.

Бельчата прыгают быстро и весело.

Бельчата прыгают быстро и весело по веткам.

Бельчата прыгают быстро и весело по веткам ёлки.

Бельчата прыгают быстро и весело по веткам высокой ёлки.

Бельчата прыгают быстро и весело по веткам высокой ёлки за шишками. Бельчата прыгают быстро и весело по веткам высокой ёлки за большими шишками.

Бельчата прыгают быстро и весело по веткам высокой ёлки за большими спелыми шишками.

 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

IV. Объявление темы и цели урока

 

V. Формирование опорных знаний учащихся

Упражнение № 3

Ученикам предлагается рассмотреть и сравнить рисунки. (Живой родничок, с. 6)

Вопросы к рисункам

— Какое время года изображено на левом рисунке? На правом? (На левом рисунке лето, а на правом — зима.)

— Кто изображен на рисунках? (Медвежата)

— В чем главное отличие медвежат? (На левом рисунке изображен бурый медвежонок, а на правом — белый.)

— Где живет бурый медвежонок и где живет белый? (Бурый медвежонок живет в лесу, а белый — на севере среди снегов.)

— Что делают медвежата? (Купаются.)

— Где купается бурый медвежонок и где купается белый? (Бурый медвежонок купается в речке, а белый — в полынье.)

Учащимся дано предложение: «Медвежонок купается». Используя опорные материалы, они дополняют это предложение так, чтобы получилось два предложения: одно — к первому рисунку, другое — ко второму.

Варианты ответа

В жаркий летний день маленький бурый медвежонок купается в лесной речке.

Смешной белый медвежонок купается в холодной воде даже в зимний морозный день.

 

Упражнение № 4

Ученикам предлагается внимательно рассмотреть рисунки и прочитать предложения под каждым из них.

Вопросы к рисункам

— Кто главный герой истории, которую нарисовал художник? (Кот)

Какие предложения передают содержание рисунков? Составьте из них текст. (Как-то раз хозяйка оставила на столе кувшин со сметаной. Хитрый кот заметил это. Кот запрыгнул через окно в кухню и съел всю сметану. Кот оставил на столе маленького птенчика, чтобы хозяйка подумала, что это он съел сметану. Хозяйка вернулась, увидела пустой кувшин, маленького птенчика и очень удивилась.)

— Какие предложения могут служить названиями рисунков? Дайте название каждому рисунку. (1-йрисунок — «А я тут!», 2-йрисунок — «Вкусная сметана!», 3-й рисунок — «Малыш, посиди здесь немного!», 4-йрисунок — «Какой я умный кот!»)

— Как бы вы назвали эту историю? («Хитрый кот»)

 

VI. Самостоятельное составление предложений

Упражнение № 5

Работа проводится по рисункам из предыдущего упражнения.

Каждый учащийся выбирает один из предложенных рисунков и составляет к нему текст из двух-трех предложений, связанных между собой по смыслу.

Варианты ответа

Текст к рисунку «Вкусная сметана»

Хитрый кот запрыгнул через окно в кухню. На столе стоял кувшин со сметаной. Кот перевернул кувшин и съел всю сметану.

Примечание. Не все учащиеся самостоятельно справятся с таким заданием. Поэтому задача учителя — помочь им выбрать в подрисуночном предложении ключевые слова, правильно их сгруппировать и составить из выбранных слов связный текст.

 

VII. Подведение итогов. Чтение и обсуждение работ учащихся

 

VIII. Домашнее задание