I СЕМЕСТР
УРОК 8
Тема. Развитие письменной речи. Составление 2-3 предложений по рисунку и объединение их частей
Цель: учить учащихся понимать смысл предложения, составлять предложения по картинкам, а из них — короткий рассказ, дополнять предложения, выбирать из них те, которые передают содержание рисунков, а также являются их названиями; способствовать обогащению и активизации словарного запаса учеников, продолжать развивать их мышление и речь; воспитывать культуру оформления письменных работ.
Тип урока: урок развития речи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Преобразование предложений.
Упражнение № 1
Ученикам предлагается внимательно рассмотреть рисунок. (М. В. Коченгина. Живой родничок. Рабочая тетрадь по развитию речи. 2 класс, с. 5).
Вопросы к рисунку
— Кто изображен на рисунке? (Девочка)
— Что делает девочка? (Рисует)
— Кого рисует девочка? (Павлина)
— Где рисует девочка? (В альбоме)
— Чем рисует девочка? (Карандашом)
По этому рисунку можно составить такие предложения:
Девочка рисует.
Девочка рисует павлина.
Девочка рисует павлина в альбоме.
Девочка рисует павлина в альбоме карандашом.
— Какое из этих предложений наиболее полно передаёт содержание рисунка? (Девочка рисует павлина в альбоме карандашом.)
Упражнение № 2
Учащимся дано предложение: «Бельчата прыгают».
Учащиеся должны дополнить это предложение новыми словами. Работа над упражнением проводится по аналогии с предыдущим.
Варианты ответа Бельчата прыгают.
Бельчата прыгают быстро.
Бельчата прыгают быстро и весело.
Бельчата прыгают быстро и весело по веткам.
Бельчата прыгают быстро и весело по веткам ёлки.
Бельчата прыгают быстро и весело по веткам высокой ёлки.
Бельчата прыгают быстро и весело по веткам высокой ёлки за шишками. Бельчата прыгают быстро и весело по веткам высокой ёлки за большими шишками.
Бельчата прыгают быстро и весело по веткам высокой ёлки за большими спелыми шишками.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся
IV. Объявление темы и цели урока
V. Формирование опорных знаний учащихся
Упражнение № 3
Ученикам предлагается рассмотреть и сравнить рисунки. (Живой родничок, с. 6)
Вопросы к рисункам
— Какое время года изображено на левом рисунке? На правом? (На левом рисунке лето, а на правом — зима.)
— Кто изображен на рисунках? (Медвежата)
— В чем главное отличие медвежат? (На левом рисунке изображен бурый медвежонок, а на правом — белый.)
— Где живет бурый медвежонок и где живет белый? (Бурый медвежонок живет в лесу, а белый — на севере среди снегов.)
— Что делают медвежата? (Купаются.)
— Где купается бурый медвежонок и где купается белый? (Бурый медвежонок купается в речке, а белый — в полынье.)
Учащимся дано предложение: «Медвежонок купается». Используя опорные материалы, они дополняют это предложение так, чтобы получилось два предложения: одно — к первому рисунку, другое — ко второму.
Варианты ответа
В жаркий летний день маленький бурый медвежонок купается в лесной речке.
Смешной белый медвежонок купается в холодной воде даже в зимний морозный день.
Упражнение № 4
Ученикам предлагается внимательно рассмотреть рисунки и прочитать предложения под каждым из них.
Вопросы к рисункам
— Кто главный герой истории, которую нарисовал художник? (Кот)
Какие предложения передают содержание рисунков? Составьте из них текст. (Как-то раз хозяйка оставила на столе кувшин со сметаной. Хитрый кот заметил это. Кот запрыгнул через окно в кухню и съел всю сметану. Кот оставил на столе маленького птенчика, чтобы хозяйка подумала, что это он съел сметану. Хозяйка вернулась, увидела пустой кувшин, маленького птенчика и очень удивилась.)
— Какие предложения могут служить названиями рисунков? Дайте название каждому рисунку. (1-йрисунок — «А я тут!», 2-йрисунок — «Вкусная сметана!», 3-й рисунок — «Малыш, посиди здесь немного!», 4-йрисунок — «Какой я умный кот!»)
— Как бы вы назвали эту историю? («Хитрый кот»)
VI. Самостоятельное составление предложений
Упражнение № 5
Работа проводится по рисункам из предыдущего упражнения.
Каждый учащийся выбирает один из предложенных рисунков и составляет к нему текст из двух-трех предложений, связанных между собой по смыслу.
Варианты ответа
Текст к рисунку «Вкусная сметана»
Хитрый кот запрыгнул через окно в кухню. На столе стоял кувшин со сметаной. Кот перевернул кувшин и съел всю сметану.
Примечание. Не все учащиеся самостоятельно справятся с таким заданием. Поэтому задача учителя — помочь им выбрать в подрисуночном предложении ключевые слова, правильно их сгруппировать и составить из выбранных слов связный текст.
VII. Подведение итогов. Чтение и обсуждение работ учащихся
VIII. Домашнее задание