ТЕМА 1. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА
УРОК 9
ТЕМА. ЗНАЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ. ПОВЕДЕНИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
Цель урока: учебная - на
конкретных примерах показать учащимся, что разнообразие растений и животных на
планете Земля е результатом их приспособления к разнообразным природных
условий; развивающая - открыть школьникам разнообразный мир растений и животных, которые
живут на нашей планете, вызвать в них интерес к дальнейшему знакомству с
биологической наукой в следующих классах; воспитательная - изучая тему, показать учащимся,
что любые внешние или поведенческие характеристики, которые на первый взгляд
кажутся непривлекательными, е результатом приспособления живых организмов к различным
природных условий. Основные понятия: светолюбивые и теневыносливые растения,
растения-хищники, паразитизм, приспособленность.
Методы урока: словесный (беседа),
наглядный (работа с рисунками в учебнике и таблицами на доске), создание
проблемной ситуации.
Оборудование: учебник, таблицы
доске «Растения тундры», «Растения пустыни».
Тип урока: усвоение новых знаний и
умений.
Межпредметные связи:
природоведение (5 класс), биология (7 класс).
Структура урока
И. Проверка домашнего задания
II. Сообщение темы, цели и
задач урока
III. Актуализация опорных знаний
учащихся, их предшествующего опыта. Создание проблемной ситуации
IV. Изложение основного материала
1. Приспособления растений и животных к
различной влажности.
2. Приспособления растений и животных к
различной освещенности.
3. Приспособления растений и животных к
разной температуры среды.
4. Получение кислорода из различных
сред.
5. Приспособления к различного режима
питания.
6. Другие приспособления растений и
животных.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
Ход урока
I. ПРОВЕРКА
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Вопрос к ученикам
1. Что называют ростом организмов?
Дополнительный вопрос: Чем отличается
рост растений от роста животных?
2. Что называют развитием
организмов?
Дополнительный вопрос: Какие два вида
развития животных существуют?
После этого учитель интересуется, кто
выполнил дополнительное домашнее задание по исследованию влияния различных условий на рост
растений на примере прорастания зерен фасоли, проверяет и оценивает результаты.
II. СООБЩЕНИЕ
ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ОПЫТА
- Беседа
- Какие пять условий необходимы для
существование живых организмов? (Вода, воздух, свет, тепло и питательные вещества.)
- Равномерно ли распределены эти
условия по поверхности Земли, везде на поверхности планеты одинаковое количество
солнечного тепла, света и воды? (Нет.)
- Если условия, необходимые для живых
существ, неодинаковые на поверхности Земли, то что в таком случае можно предположить о
распространение живых организмов? (Живые организмы так же
отличаются друг от друга и распространены по поверхности Земли неодинаково.)
- Создание проблемной ситуации
- Благодаря чему животные и растения
выживают в различных природных условиях в случае недостатка тепла, света и воды?
(Благодаря приспособлениям.)
IV. ИЗЛОЖЕНИЕ
ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
1. Приспособление
растений и животных к различной влажности
Растения
|
Животные
|
1) Длинный корень;
2) разветвленный корень;
3) накопление воды в мясистых
тканях;
4) для экономного испарения
воды образуют колючки или сбрасывают листву в сухой сезон
|
1) Накапливают в организме воду;
2) выносливые и преодолевают в поисках
источники воды большие расстояния
|
- Задания в рабочей тетради
2. Приспособление
растений и животных к различной освещенности
Растения
|
Животные
|
1) Светолюбивые растения растут на
открытых местах, а теневыносливые - в условиях плохой освещенности;
2) С уменьшением светового дня
опадают листья
|
Дневные животные любят свет, а
ночные животные не имеют в нем нужды
|
3. Приспособления растений и животных к
разной температуры среды
Растения
|
Животные
|
Ворсинки на листьях и восковой
налет помогают выжить в условиях низких температур
|
1) Теплокровные животные способны
самостоятельно поддерживать температуру тела и поэтому живут в холодных климатических
условиях;
2) подкожный жир сохраняет тепло;
3) испарение воды через кожу
(потение) предохраняет организм от перегрева;
4) спячка помогает пережить
жаркий или холодный сезон;
5) жировые запасы на зиму
помогают пережить зимнюю спячку
|
4. Получение кислорода из различных
сред
Растения
|
Животные
|
Дышат всеми частями тела, но
больше всего листьями
|
1) Через жабры в воде - рыбы;
2) через дыхальца с воздуха -
насекомые;
3) через легкие из воздуха - птицы,
пресмыкающиеся и человек
|
5. Приспособление
к разного режима питания
Растения
|
Животные
|
1) Получают питательные вещества в
растворенном виде с помощью корней из почвы;
2) на бедных фунтах появляются
растения-хищники и растения-паразиты
|
1) Впадают в спячку в периоды
недостатка пищи;
2) кочуют в поисках пищи в другие
районы
|
- Задания в рабочей тетради
6. другие
приспособление
Растения
|
Животные
|
1) Яркая окраска и приятный
запах для привлечения насекомых-опылителей;
2) крылатки, крючочки и парашютики
на семечках для их лучшего распространения;
3) вкусные плоды с семенами
внутри
|
Яркая окраска у самцов в
период образования пар ! для привлечения самок
|
-span
style='font:7.0 pt "Times New Roman"'> Задания в рабочей тетради
V. ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ УРОКА
- Вопрос к ученикам
- Что позволяет живым организмам
распространяться по поверхности Земли и выживать в самых разных, в том числе
неблагоприятных природных условиях? (Различные приспособления.)
VI. ДОМАШНЕЕ
ЗАДАЧА
- Задания в рабочей тетради
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Среда обитания
Пространство, в котором проходит жизнь
организма, называют его средой обитания. Разнообразие сред
существование на поверхности нашей планеты соответствует разнообразию самих
организмов. Среди многих факторов окружающей среды для живых
организмов важными являются условия и ресурсы. Условия - это важные физические характеристики
среды обитания, на которые сам организм влиять не может: температура,
продолжительность светового дня, соленость воды, в которой живет организм. Ресурсы, на
отличие от условий, активно потребляются организмами, и на количество ресурсов в среде
существование влияет жизнедеятельность тех или иных живых существ. Иногда одни
организмы отнимают ресурсы у других, именно поэтому за ресурсы в живой природе
часто идет жестокая конкуренция.
Борьба за ресурсы среди растений
Растения используют различные способы
поддержания своего существования, или, как говорят биологи, разные жизненные стратегии.
Те, что соблюдают «права
сильного», доминируют в растительном покрове, захватив территорию со всеми ее
ресурсами и уничтожив конкурентов своим быстрым ростом. Как правило, они имеют
крепкую корневую систему, хорошо развитую надземную часть. До таких «силовиков»
относятся деревья, которые образуют леса, некоторые мхи, сплошным ковром укрывают
болота, или камыш, густые заросли которого километрами тянутся на мелководье
многих озер и рек.
Другие виды растений, считая, что
«терпением и трудом всего добудешь», способные выживать в суровых условиях и при
малом количестве ресурсов - там, где другие существовать не могут. Часто подобные
растения называют тіньолюбними, или засухоустойчивыми. Многие из них прекрасно себя чувствуют
даже тогда, когда хорошо обеспечены влагой, светом или питательными элементами.
Однако они не способны бороться с конкурентами за эти условия и им проще выжить
там, где этих конкурентов нет,- в тени или в пустыне.
Наконец, есть растения, которые быстро размножаются
и расселяются, но, как и предыдущая группа, не способны к конкурентной борьбе.
Обычно эти растения появляются там, где нарушена естественная растительность, но
довольно много питательных веществ. Эти растения часто поселяются на месте
вырубленного или сгоревшего леса, например, травянистый иван-чай или дерево
осыка. На заброшенных полях вместо культурных растений сразу же охотно поселяются
сорняки: пастушья сумка (другое название мисочки, калитник), осот и другие. Всего за несколько
лет эти виды заселяют «ничейную» территорию. Однако они ликуют недолго - за
какое-то время их вытесняют более сильные, но медленно растущие конкуренты с
первой группы.
Экологам хорошо известно правило:
«мастером на все руки» в живой природе невозможно. За любой возникший
совершенствование, которое отличает определенный вид от других, организмам всегда приходится
чем-то расплачиваться.
Симбиоз
Кроме конкуренции, хищничества и
паразитизма в природе нередко встречаются различные формы взаимовыгодных
отношений между организмами. Эти отношения называют симбиотическими. Примером
симбиоза, возникшего в результате длительной совместной истории, могут служить отношения
между цветковыми растениями и насекомыми-запильниками. Нектар, что производится для
привлечения насекомых, энергетически ценный продукт, растения фактически теряют.
Но такие потери оправданы преимуществами, которые предоставляет растению перекрестное опыление,
осуществляемое любителями этого нектара - осами, пчелами, бабочками и джмелями.
Влияние условий среды обитания
Для одних видов значения
какого-либо фактора колеблются очень существенно, для других его колебания
ограничены. Известно, что щука выдерживает температуру от 0 до +35 °С, а форель
чувствует себя плохо уже при температуре чуть выше +20 °С. Некоторые тропические
рыбки, которых разводят в аквариумах, не выдерживают снижение температуры до +10°С.
Часто организмы распространены в
географических районах, границы которых определяются значениями какого-либо физического
фактора. Особенно важны при этом не средние значения такого фактора, а
его максимальные или минимальные значения. Например, сверенная граница распространения гигантского
цереуса (большого кактуса в пустынях Северной Америки) совпадает с линией,
обозначает территории, в которых зимние заморозки продолжаются не более 1,5 суток. Если в
какой местности хотя бы один раз температура упадет ниже 0°С и продержится
двое суток, кактус погибнет. В тех местах, где он растет, заморозки действительно бывают,
но каждый раз длятся чуть больше суток. Итак, гигантский цереус может после них
оттаять и выжить.
Экологическая ниша
Каждый вид растения или животного имеет
определенную специализацию, что позволяет ему выжить. Эта специализация определяется:
- местом пребывания вида в
пространстве (живет на суше или в воде, на дне или у поверхности, на земле или на
деревьях и т. п.);
- отношениями с другими видами (их
жертва, хищник или конкурент);
- каким условиям среды оказывает
преимущество (температура, доступность воды и т.д.).
Для определения такой специализации в
20-х годах XX в. английский эколог Чарлз Элтон (1900-1991) предложил
термин «экологическая ниша». Можно сказать, что среда обитания вида - это его
адрес, а экологическая ниша - его профессия.
Так, одну и ту же нишу травоядных
животных в Австралии занимают кенгуру, в Африке - антилопы. Нишу птиц, которые
питаются нектаром цветов, в Южной Америке занимают колибри, а в Африке -
нектарниц.
Виды, живущие в одной среде
проживания, не могут занимать одну и ту же нишу, поскольку между ними может
возникнуть конкуренция за корм, места гнездования - в животных,
и за воду, пространство, свет и
питательные вещества у растений. Эта конкурентная борьба заканчивается тем, что один
вид вытесняет другой из определенной территории. Так было в XIX в. в Австралии, когда
завезенные европейцами на этот материк кролики расплодились в большом количестве по
отсутствие хищников и стали конкурентами овец на пастбищах. Поэтому организмы в
одной экосистеме всегда занимают разные экологические ниши.