Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 89

Тема. Безударные гласные звуки [э], [ы] в корне слова, их произношение по сравнению с ударными. Проверка написания безударного гласного с помощью изменения слова в подборе однокоренных слов. Составление предложений

 

Цель: формировать умение правильно произносить и писать слова с ненаголошеними гласными е, ы в корне слова; учить распознавать слова, которые нужно проверять; учить подбирать проверочные слова; воспитывать искренность и доброту.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания (упражнение 119)

- Прочитайте выделенные слова и назовите ударные слоги. Поставьте вопрос.

- Прочитайте загадку. В каком предложении спрятана отгадка к ней?

2. Минутка чистопису

это оз потому озерцо

- Образуй и запиши слова с написанными буквосочетаниями. (Ведерко, мороз, забота)

- Определи ударение в записанных словах.

 

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

- Подбери родственное слово к слову озерцо. (Озеро)

- Какую букву надо писать после с? Почему? Об этом мы и узнаем на уроке.

Также мы узнаем, как распознать слово, правописание которого надо проверять, как грамотно произносить безударные гласные в корне, вчитимемось подбирать проверочные слова.

 

IV. Работа над изучением нового материала

1. Коллективная работа с учебником (упражнения 120, 122)

- Прочитайте стихотворение. Выпишите выделенные слова, обозначьте ударение. (Небо, рыбам, озерцо, сердце)

- Произнесите ударные звуки.

- Внимательно прочитайте правило на с. 53 и запомните его.

- Правильно произнесите гласные звуки в безударных слогах в словах упражнения 122. Спишите слова.

- Какой буквой обозначен отмечен и безударный звук [э]? (Буквой е)

- Какой буквой обозначен отмечен и безударный звук [ы]? (Буквой ы)

- Как же узнать, когда какую букву писать?

2. Поисковая работа (упражнение 125)

- Запишите в столбик названия предметов, изображенных на первых двух рисунках. Если не знаете, какую букву писать, - пропустите ее. (Серпы, грибы)

- Во второй столбик запишите названия предметов с третьего и четвертого рисунков. (Серп, гриб)

- Сможете ли теперь сделать вывод, какие буквы надо писать в словах первого столбика? (Какую букву пишем в названии одного предмета, такую и в названии многих таких предметов.)

- Составьте со словами серпы, грибы предложения и запишите их. (Серпы были острые. Мы ходили в лес по грибы и ягоды.)

- Прочитайте вслух строки родственных слов в упражнении 127.

- Подумайте, какое слово каждого ряда поможет нам вставить пропущенную букву. (Рыба, гречка)

- Почему? (Потому что в этих словах пропущены гласные под ударением, а потому произносятся четко.)

- Итак, как узнать, какую букву надо писать в ненаголошеному составе? (Изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный стал наголошеним.)

- Сверьте свой вывод с правилом и запомните его.

 

V. Закрепление изученного материала

1. Устная коллективная работа (упражнение 128)

- Написание каких слов не надо было проверять? Почему?

- Как можно проверить написание других слов? Рассмотрим таблицу. Обратите внимание, что весна - весны - это не родственные слова, а лишь измененное слово весна (то есть форма этого слова).

2. Комментируемое письмо (упражнения 124, 126)

Дополнительно: упражнение 125.

 

VI. Итог урока

- Как проверить безударный гласный в корне?

- Как надо произносить безударный [э]? А [ы]?

- Написание каких слов с [е], [ы] проверять не надо?

 

VII. Домашнее задание с инструктажем

Правила на с. 53 и 56, упражнение 129.