Урок 89
Тема. Безударные гласные звуки [э], [ы] в корне слова, их произношение по сравнению с ударными. Проверка написания безударного гласного с помощью изменения слова в подборе однокоренных слов. Составление предложений
Цель: формировать умение правильно произносить и писать слова с ненаголошеними гласными е, ы в корне слова; учить распознавать слова, которые нужно проверять; учить подбирать проверочные слова; воспитывать искренность и доброту.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 119)
- Прочитайте выделенные слова и назовите ударные слоги. Поставьте вопрос.
- Прочитайте загадку. В каком предложении спрятана отгадка к ней?
2. Минутка чистопису
это оз потому озерцо
- Образуй и запиши слова с написанными буквосочетаниями. (Ведерко, мороз, забота)
- Определи ударение в записанных словах.
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
- Подбери родственное слово к слову озерцо. (Озеро)
- Какую букву надо писать после с? Почему? Об этом мы и узнаем на уроке.
Также мы узнаем, как распознать слово, правописание которого надо проверять, как грамотно произносить безударные гласные в корне, вчитимемось подбирать проверочные слова.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Коллективная работа с учебником (упражнения 120, 122)
- Прочитайте стихотворение. Выпишите выделенные слова, обозначьте ударение. (Небо, рыбам, озерцо, сердце)
- Произнесите ударные звуки.
- Внимательно прочитайте правило на с. 53 и запомните его.
- Правильно произнесите гласные звуки в безударных слогах в словах упражнения 122. Спишите слова.
- Какой буквой обозначен отмечен и безударный звук [э]? (Буквой е)
- Какой буквой обозначен отмечен и безударный звук [ы]? (Буквой ы)
- Как же узнать, когда какую букву писать?
2. Поисковая работа (упражнение 125)
- Запишите в столбик названия предметов, изображенных на первых двух рисунках. Если не знаете, какую букву писать, - пропустите ее. (Серпы, грибы)
- Во второй столбик запишите названия предметов с третьего и четвертого рисунков. (Серп, гриб)
- Сможете ли теперь сделать вывод, какие буквы надо писать в словах первого столбика? (Какую букву пишем в названии одного предмета, такую и в названии многих таких предметов.)
- Составьте со словами серпы, грибы предложения и запишите их. (Серпы были острые. Мы ходили в лес по грибы и ягоды.)
- Прочитайте вслух строки родственных слов в упражнении 127.
- Подумайте, какое слово каждого ряда поможет нам вставить пропущенную букву. (Рыба, гречка)
- Почему? (Потому что в этих словах пропущены гласные под ударением, а потому произносятся четко.)
- Итак, как узнать, какую букву надо писать в ненаголошеному составе? (Изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный стал наголошеним.)
- Сверьте свой вывод с правилом и запомните его.
V. Закрепление изученного материала
1. Устная коллективная работа (упражнение 128)
- Написание каких слов не надо было проверять? Почему?
- Как можно проверить написание других слов? Рассмотрим таблицу. Обратите внимание, что весна - весны - это не родственные слова, а лишь измененное слово весна (то есть форма этого слова).
2. Комментируемое письмо (упражнения 124, 126)
Дополнительно: упражнение 125.
VI. Итог урока
- Как проверить безударный гласный в корне?
- Как надо произносить безударный [э]? А [ы]?
- Написание каких слов с [е], [ы] проверять не надо?
VII. Домашнее задание с инструктажем
Правила на с. 53 и 56, упражнение 129.